Кыргызская юрта: дом среди Небесных гор
... укрывая под своим шатром отголоски истории и бережно храня давние традиции. История древних обитателей величественных гор Тянь-Шаня неразрывно связана с кочевым прошлым. Так, жаркие летние месяцы они проводили в зеленых лугах с роскошным ковром альпийских трав, а с наступлением холодов спускались в долины, прячась от буйных ветров, господствующих среди Небесных гор. Переезды стали неотъемлемой составляющей жизни кочевников, что и заставило их придумать легкое, компактное, но в то же время уютное жилище.
Спустя многие годы в привычной жизни современных жителей Кыргызстана удивительная национальная постройка не утратила своей важности. Соседствуя бок о бок с обычными жилыми домами, юрта служит местом отдыха в летний день, укрытием от навязчивой жары для всей семьи, а также, отдавая дань традициям предков, под ее крышей принято отмечать национальные праздники, благословлять молодоженов на счастливую супружескую жизнь.Фото destinationkarakol.com
Издавна для переноса юрты с места на место требовалась сила нескольких пар лошадей, а ее незамысловатой установкой занимались практически всегда только женщины. В наше время кыргызский передвижной дом зачастую используется как место жительства чабанов, выпасающих скот на сочном горном разнотравье. Строится он довольно быстро и так же быстро собирается, что сделало привычную еще во времена древних кочевников постройку невероятно комфортным вариантом жилья на все случаи жизни. Верхний слой юрты настолько прочный, что способен укрыть незадачливого пастуха от ледяной стужи горных хребтов или пронизывающего холодными тяжелыми каплями протяжного осеннего дождя. Жилище кочевого народа не только надежно защищает от непогоды, но и позволяет комфортно расположиться в своих стенах целой семье и даже гостям.Фото odysseytraveller.com
Каждый этап создания юрты, начиная от установки каркаса и заканчивая внутренним оформлением, имеет непоколебимые правила, ведь дом под куполом для кыргыза – своя маленькая вселенная. Жилое пространство по обычаю предков делилось на несколько зон: привилегированное место, расположенное напротив входа в юрту, издавна звалось «төр» и предназначалось для старейшин, а также почетных гостей, левая часть или «эр жак» отдавалась в пользование молодым мужчинам, в правой части «элчижак» обитали женщины, и ставилась детская колыбель. Оставшаяся территория у порога отходила под хозяйственную утварь и носила название «улага». Не обошлось в зонировании помещения и без домашнего очага в прямом смысле этого слова – по центру шатра коренные жители обустраивали место для огня – так называемое «коломто», где хозяйские жены готовили ужин. У зажиточных кыргызов в качестве кухни и продовольственного склада были отдельные юрты, а еще один шатер они ставили по случаю шумных празднований или ритуалов, предполагающих скопление народа. Выдавая дочь замуж, отец не скупился на свадебную юрту-ерге, которая считалась главной жемчужиной в сундуке приданого невесты.Фото wildfrontierstravel.com
Перед тем как установить каркас и натянуть шатер, хозяин будущего жилища обращался к одному из многодетных старейшин рода, который должен был провести традиционный обряд посвящения – поднятие обода юрты – тем самым напутствуя к процветанию и здоровью жителей в новом доме. По окончании традиционной церемонии уважаемый старец получал в дар новую белую рубашку и кушак, после чего на порог ступала нога хозяйки. Ее задача заключалась в «кормлении огня» посредством поливания его молоком и, таким образом, привлечении богатства в обитель.Фото twitter.com
В качестве «скелета» юрты всегда использовались деревянные каркасы, изготовленные преимущественно из ивы или ели. Пол для дома делался из транспортируемых решеток, скрепленных прочными ремнями из кожи рогатых животных или верблюда. Именно по количеству таких решеток можно было прикинуть размер запланированного здания. Ремни для крепления, держащие всю конструкцию, обычно украшали вычурными орнаментами с национальной символикой, что делало их одним из самых заметных элементов декора. Входные двери всего в полтора метра высотой обязательно украшали мистическими узорами, которые по преданию оберегали членов семьи от злых духов и привлекали в дом удачу. Среди рисунков чаще всего можно было встретить бараньи рога, родовое дерево и розетки с односторонними выгнутыми дугами. Купол юрты – это отдельное искусство: к ободу-түндүкү в форме колеса, выполняющего роль дымохода, а по совместительству окна в крыше, прикрепляются шесты, ведущие к решеткам на полу. На завершающем этапе постройку одевают в светлые накидки из войлока.
Каждый элемент юрты в древние времена был привязан к своему символическому знаку. Так, квадратные решетки отождествлялись с родной землей, шесты-опоры – символ восхождения духа, а дымоход – не что иное как Солнце. Считалось, что он служил выходом в другие миры, куда отправлялись познавать суть мироздания мудрые шаманы. Священный очаг в центре дома, который традиционно устанавливали прежде, чем воздвигали саму юрту, символизировал вечную связь будущего с настоящим и прошлым.Фото shopmoment.com
Если говорить о кыргызской юрте как о конструкции, то она довольно схожа с такого типа постройками других неоседлых народов, а вот интерьер и убранство – то, что выдает характер хозяина дома и национальные черты. Переносные жилища кыргызов славятся своим декором, усыпанным причудливыми узорами, перекликающимися с самой природой. Несмотря на удивительное разнообразие, элементы интерьера четко соответствуют традиционным канонам. В женской половине юрты обязательно ставилась ширма, отделяющая хозяйственные принадлежности. В левой части жилища, предназначенной для мужчин, располагался инвентарь для охоты, ремесла и лошадиная сбруя. В центре юрты обустраивалось место, где хранился женский головной убор «элечек» справа и серебряный шест с резьбой, на котором висели богатые мужские меховые тулупы – слева.
Традиции, связанные с юртой, издавна существовали не только в ее тонких стенах, но и за порогом кыргызского жилища. Подъезжать к дому кочевника всаднику следовало с тыльной стороны. Оставив оружие и обувь у порога, он обязан был войти и отведать яств – отказываться разделить хлеб с хозяином юрты считалось равносильно оскорблению. Расположившись удобно у очага, все обитатели и гости с замиранием сердца готовились слушать рассказы бывалых стариков о бравых богатырях, прославленных сражениях и прекрасном крае, охраняемом великим горным хребтом Тянь-Шань.
Заглавное фото exodustravels.com