Из рабочих кварталов в оперу: канкану 156 лет!
Слово «канкан» само по себе веселое и зажигательное. Оно переводится как «шум» или «гам». Еще его используют, когда сравнивают женщину с уткой, виляющей задней частью туловища.
Около пятидесяти лет танец считался неприличным. В высшем обществе его осуждали, а исполняли только в рабочих районах и на окраинах Парижа. Многие культурологи полагают, что канкан – предвестник стриптиза. Хотя какой же это стриптиз, если мужчины видели только оголенную полоску тела между чулками и одеждой – вопрос риторический.
Театральные режиссеры и директора, частенько захаживая в веселые кабаки и кабаре для вдохновения, подмечали, что дерзкий пляс с задиранием ног привлекает к себе огромное внимание. Наверное, поэтому в 1858-ом году в парижской опере на свой страх и риск поставили «Орфей в аду» Оффенбаха, где добропорядочную публику в одном из актов раззадоривали бойкие красавицы. Успех был невероятным, и о непристойности мигом забыли.
Окончательно утвердили канкан в качестве культового приличного танцовщицы знаменитого «Мулен Ружа». Вообще, барышни оттуда с их талантами и судьбами – это отдельная история. Но мы остановимся только на Ля Гулю – уроженке Эльзаса Луизе Вебер, считавшейся примой в конце XIX века. Ее прозвище переводится как «обжора» из-за привычки подсесть к кому-то за столик после пляски и сытно поесть за чужой счет. Эта женщина при жизни была настоящим символом канкана. В 1990-ом году ее останки даже перезахоронили на Монмартре.
Среди мужчин наиболее ловким считалось исполнение акробата Шарля Мазурье, который привнес в танец шпагат в качестве элемента.
Ля Гулю и другие девицы были героинями бесчисленного количества портретов, так как «Мулен Руж» посещали практически все художники, жившие в Париже в конце XIX – начале XX столетий. Особенно преуспел в подобном рисовании Анри де Тулуз Лотрек.
Женский визг во время танца появился в 1920-ом году, когда французский хореограф Пьер Сандрини объединил сольный канкан с британским ансамблевым.
Принято считать, что практически все движения, используемые во время этого веселого галопа, были придуманы совсем недавно. Однако, согласно исследованиям, еще в XVI веке крестьянки из Бретани веселились в похожем стиле. И даже 2400 лет до нашей эры в Египте танцевали нечто, напоминающее канкан. Об этом свидетельствуют барельефы.
В Советском Союзе, как мы знаем, и секса не было, и «танцы танцевались» только приличные. Вот только сам Никита Сергеевич Хрущев, морализатор всей страны, был не прочь взглянуть на длинноногих красавиц. Во время своего рабочего визита в США генсек отложил дела государственные и отправился на съемочную площадку фильма «Канкан», где с удовольствием провел несколько часов рядом со звездой кино Ширли Маклейн и ее партнершами-танцовщицами по картине. Говорят, после экскурсии советский лидер стал куда сговорчивее в политических вопросах.
Знаменитый Бернард Шоу дал свое определение канкану, которое многие считают каноническим: «Это – вертикальное выражение горизонтального желания, легализованное музыкой».
На десерт мы предлагаем вам три фильма, способных воочию продемонстрировать красоту этого танца, если в ближайшее время у вас не получится лично отправиться в Париж и провести вечер в знаменитом кабаре.
«Французский канкан»
1954 года, Франция, Италия.
Сын знаменитого художника Огюста Ренуара, который не понаслышке знает, что такое канкан, снял прекрасную историю о том, как обычная прачка стала звездой танцев. Кино считается максимально аутентичным и достоверным.
«Огни варьете»
1950 год, Италия.
Дебютная картина великого Федерико Феллини, созданная в соавторстве с Альберто Латтуадой. Подойдет не только любителям пляски, но и киноманам, интересующимся, как начинал Маэстро.
«Мулен Руж»
2001 год, Австралия, США.
Если вы не видели и не слышали поющих вживую и безукоризненно танцующих Эвана Макгрегора и Николь Кидман, восполняйте пробел. Великолепная постановка от главного мастера костюмированных драм современности База Лурмана уже успела стать классикой.