Гетто мира: Цветной Париж
Если вы забыли или не видели эту картину – в ней речь идет об изолированной от города чернокожей части Парижа, где царит анархия, а единственный работающий закон гласит, что прав тот, у кого больше оружия. Понятно, что в кино много вымысла, но факт остается фактом: в окрестности станции метро «Барбес-Решеуар» полиция и в реальной жизни старается не заезжать. Тамошнее население ее не признает, и кроме как перестрелками такие визиты стражей порядка ничем обычно не заканчиваются.
Вопреки распространенному мнению, Барбес «стал» таким не после того, как его заселили африканские мигранты. Еще в далеком девятнадцатом веке это место славилось крутым нравом и повсеместным хаосом. Будучи пригородом Парижа, Гут д’Ор, как раньше называли эти территории, привлекал своими барами и борделями самую разношерстную публику со всей Франции. В этом месте можно было и укрыться от правосудия, и повеселиться знатно. Последним, кстати, не брезговал даже знаменитый писатель Эмиль Золя, посвятивший кварталу свой роман с красноречивым названием «Западня». Именно такая вывеска красовалась над легендарным питейным заведением, где день и ночь отдыхали парижане изо всех регионов, потому как в самом городе ввиду налога алкоголь был дороже. Поэтому и Золя, и другие любители пропустить стаканчик-другой пересекали эту условную границу между пригородом и столицей и отрывались по полной за копейки.
В двадцатом веке, когда Барбес вошел в состав восемнадцатого округа Парижа, сюда и начали переселяться африканцы, отправившиеся в Европу в поисках лучшей доли. Здесь и жилье было доступнее, и работа всегда имелась, и в документы никто особо не заглядывал. Большую часть своего времени они занимались нелегальными делами: в основном сортировкой наркотиков и сбытом их по городу и стране. Такие вылазки нередко заканчивались полицейскими облавами, поэтому местное население все больше и больше «уходило в себя», и территорию квартала покидали только очень отважные ребята.
Сегодня многие дети мигрантов, родившиеся в Гут д’Оре, вообще не были за его пределами, поэтому Монмартр, Сена, Лувр и другие достопримечательности для них так же далеки, как и если бы они жили в родной Африке. Конечно, многие пытаются жить честно – торгуют цветными тканями, фруктами, идут работать чернорабочими в соседние районы. Некоторые жители Барбеса, понимая, что денег эти занятия приносят не так уж много, ухитряются оформить себе социальные пособия и тогда уже и не вкалывают, и не занимаются криминалом. Тем не менее, безделье еще мало кому шло на пользу. От нечего делать буйные африканцы устраивают драки и поножовщины с арабами, жестоко выгоняют робких китайцев, мечтающих о Чайнатауне, и удовольствия ради обворовывают заскочивших сюда парижан. Власти Франции понимают, что ситуация критическая, и весь ужас в том, что аналогичных районов много: они есть и в Лионе, и в Марселе, и в Страсбурге.
Будучи мэром Парижа, будущий президент Франции Жак Ширак как-то сказал, что здесь царит особая атмосфера, атрибутами которой являются шум и запах. Эта ультраксенофобская цитата далеко не самого правого политика иллюстрирует тот факт, что проблема не просто существует – ее все сложнее и сложнее контролировать. Сегодня «новых» африканцев пытаются трудоустраивать и расселять, чтобы их концентрация не была столь значительной в отдельно взятом квартале, поэтому основные устремления чиновников направлены в будущее, так как с существующим Гут д’Ором и другими гетто уже вряд ли что-то сделаешь.
Самое интересное, что к туристам здесь относятся вполне благосклонно, ведь они приносят не просто деньги, но и разнообразие в суровую жизнь. Конечно, всем советуют отправляться гулять по бульвару Барбес с минимумом ценных вещей и желательно в светлое время суток. Впечатлений будет море: от неповторимой местной кухни с кускусом и бараниной, настоящего уличного рэпа, удивительных танцев до возможности выкурить поддельную сигарету «Мальборо», ну или что покрепче: марихуану предлагают на всех языках мира.
Такая прогулка откроет не просто другой Париж, а, безусловно, заставит задуматься и о глобализации нашей планеты, и о том, что расовые конфликты в 21-ом веке – это реальная проблема, которая все острее ощущается. Барбес – лучшая иллюстрация того, что закрыть всех приезжих в одном гетто – это не решение, а только откладывание его, ведь с каждым днем и африканцев, и других мигрантов становится там все больше и больше, и не зря такие районы сравнивают с бомбой замедленного действия.
Фото: soundlandscapes.files.wordpress.com, rack.0.mshcdn.com, statics.lecourrierderussie.com, gdb.rferl.org.