Баджо: морской народ Юго-Восточной Азии
Это племя, насчитывающее всего несколько тысяч человек, примечательно тем, что практически все время находится в воде. К суше их удивительные лодки-дома, называемые «лепа», причаливают только для того, чтобы пополнить запасы питьевой воды либо чтобы кого-то похоронить. Говорят, организмы баджо вообще не приспособлены к жизни на «большой земле»: будучи прекрасными пловцами с отменным здоровьем, они буквально на глазах дряхлеют, пробыв на суше дольше привычного времени. Этот феномен наука пока не может разгадать, поэтому даже в 21-ом веке приходится вспоминать легенды прошлого, ведь, согласно им, племя оказалось в воде после того, как на территории Азии начал распространяться ислам.Фото mabul.com
Будучи язычниками, они не пожелали принимать новую религию, поэтому предпочли «переехать». Правда, постоянного «места жительства» у них нет по сей день, поэтому их лодки-дома можно встретить не только на территории Юго-Восточной Азии: очевидцы утверждают, что иногда «лепы» появляются даже у берегов Австралии. И хотя в это сложно поверить, ведь расстояние между континентами гигантское, и на таких скромных и ненадежных, на первый взгляд, плавсредствах вроде бы далеко не уплывешь. Однако когда о баджо узнаешь чуть больше, начинаешь верить и в более удивительные вещи…Фото iloveasia.travel
Несколько столетий, проведенных вдали от берега, изменили не только их ментальность, но даже и физиологию. Они способны задерживать дыхание на 5-7 минут и ловить рыбу на глубине больше двадцати метров, и их зрение резко обостряется под водой. Поскольку рыболовство – основной вид деятельности баджо, даже малые дети – прекрасные «охотники». Перепродавая свой улов крупным компаниям и большим судам, этнос, по подсчетам, обеспечивает в значительных объемах морепродуктами жителей Индонезии, Малайзии и Филиппин. Поэтому, хоть их иногда и называют браконьерами, их труд сложно переоценить.Фото iloveasia.travel
Но иногда из-за отсутствия достаточного технического обеспечения баджо не гнушаются и подрывать рыбу динамитом – этому их племя научилось в годы Второй мировой – или травить воду химией. Получается замкнутый круг, ведь популяция падает, рифы разрушаются, и такими темпами скоро все племя будет объявлено вне закона. Поэтому некоторые представители, превозмогая себя, становятся работниками огромных ферм и корпораций и даже переселяются на сушу. Тем не менее, такие случаи единичны – подавляющее большинство баджо по-прежнему ловят рыбу либо руками, либо дедовскими методами, все меньше для продажи, а лишь для обеспечения себя едой.
Пообщавшись, удивляешься их представлению о жизни. Кажется, что их сознание чисто, как и водные просторы региона. Что такое паспорт, сколько им лет, как пользоваться электроникой – эти вопросы вызывают у них только легкую улыбку. Фамилий у них тоже нет, но к имени обязательно добавляется «сын и или дочь такого-то». Главным судьей, прокурором и президентом для них является старейшина, которого называют «панглим». При этом они очень приветливы и, несмотря на удаленный от цивилизации образ жизни, всегда дружелюбны, охотно позируют перед объективами и приглашают вместе понырять. Это, к слову, не рекомендуется, поскольку опасно для здоровья: увлекшись, можно не заметить, как погрузился очень глубоко, и при всплытии могут возникнуть проблемы с давлением. Баджо это не грозит, поскольку еще в детском возрасте им разрывают барабанные перепонки, чтобы не ощущать этого дискомфорта при охоте.
Фото survivalinternational.org
Частенько имея проблемы с законом из-за браконьерства, услугами племени за крохотное вознаграждение начали пользоваться преступники. Они используют кочевников в контрабанде алкоголя, сигарет и наркотиков, поскольку ныряльщики зачастую неуловимы для пограничников. Также их пытаются втянуть в нелегальную добычу жемчуга. Удивительно, но даже люди, занимающиеся этим промыслом профессионально, используя специальные и современные приборы и датчики для обнаружения этого драгоценного камня, признают, что баджо, полагаясь на собственное чутье и интуицию, работают не хуже. Кажется, сама вода подсказывает им, где нужно нырять.
Чтобы хоть как-то огородить этнос от незаконной деятельности, ООН посодействовала в выдаче им особого статуса гражданства, который действует на территории Малайзии, Индонезии и Филиппин, и лицензий для рыбной ловли в ограниченных размерах. Но, наблюдая за ними, кажется, что все эти правовые акты, законы для них – всего лишь непонятные бумажки, в смысл которых никто и не думает вникать.
Фото pinterest.com
Впрочем, несмотря на различные проблемы и не самый комфортный образ жизни, баджо не жалуются. Они считаются себя счастливыми и независимыми людьми, занимающимися тем, к чему лежит душа. Они уже не представляются себя не то, что в больших городах, но даже и в деревнях. На «лепах» есть все необходимое: спальные места, кострища, мини-огороды, на которых женщины умудряются выращивать и овощи, и фрукты. По вечерам, соединяя несколько лодок, они устраивают праздничные танцы, молятся своим языческим богам и предвкушают завтрашний день, когда снова можно будет нырнуть поглубже и, забыв обо всем, ловить рыбу, гармонично соединяясь с подводным миром, где им нравится куда больше, чем в нашем – с бумажками, документами и графиком «работа-дом-работа-выходные»…
Заглавное фото blog.tourism.gov.my