Друзья Билла и Боба
Первыми, кто решил побороть свой недуг без помощи медиков и психологов, были прогоревший американский бизнесмен Билл Уилсон и его врач, также имеющий пристрастие к чрезмерному употреблению спиртного, Боб Смит.
Уилсон прошел реабилитацию в клинике и полгода прожил трезвым. Однако мужчину стало одолевать искушение вновь напиться. Он позвонил доктору Смиту и попросил 15-минутной аудиенции. Встреча растянулась на несколько часов. Так и родилась идея создания общества алкоголиков.
Именно тогда неудачливый предприниматель Уилсон и совершил свою самую выгодную сделку – основал содружество анонимных алкоголиков. Сегодня во всем мире миллионы людей, называющих себя друзьями Билла и Боба, приходят в эту организацию со словами "Привет! Я – алкоголик", делая наилучшую инвестицию в свое будущее.
Журналисту OUTLOOK Александре Портянко удалось познакомиться с человеком, который вот уже 20 лет является членом этого общества в Украине и помогает сотням людей справиться с болезнью. О результатах встречи Александра рассказывает в своей статье. (По причине того, что организация на самом деле анонимна, мы не будем раскрывать лицо нашего собеседника).
«Мы настолько больны, насколько не выговорились»
К моему великому удивлению, каждое занятие действительно начинается со слов: «Меня зовут Саша (Дима, Лена, Джон…), и я – алкоголик». Люди произносят эту фразу каждый раз несмотря на то, что большинство из них не пьют уже много лет. «Алкоголизм – это болезнь, и болезнь неизлечимая. И даже если человек бросил пить, он все равно остается алкоголиком», – рассказывает мой собеседник, Олег.
Главная цель собрания – заставить человека говорить о себе, разобраться в причинах и ответить на вопрос, почему я употребляю спиртное. «В большинстве случаев алкоголики – это люди, которых не слышат, они редко могут выговориться. Мы помогаем им открыться и найти ответы на вопросы, которые завели их в тупик».
Для страдающего от зависимости это возможность прийти в общество таких же, как и он, и понять, что он нужен. «Мы говорим только о себе, очень редко касаемся отрешенных тем. Тему политики не затрагиваем вообще».
«Я алкоголик не потому, что употребляю алкоголь, а я употребляю алкоголь, потому что я алкоголик»
Когда я заговорила с Олегом о том, что алкоголики, наверное, безвольны и не могут справиться со своими слабостями, он ответил, что это не совсем так. «Они отличаются от здоровых людей духовно и физически и воспринимают мир иначе, острее. Очень часто их называют людьми без кожи. Но только пьяными они становятся самими собой и ощущают себя комфортно – так, как мы чувствуем себя каждый день в трезвом состоянии», – отмечает Олег.
То, что обычно люди вкладывают в понятие «целеустремленность», для пьющих – пустой звук. Они не ориентированы на создание семей, строительство карьеры, в основном все время тратят на поиск алкоголя.
«Нередко они бывают агрессивными, и сила воли у них очень большая, особенно когда нужно достать выпить. Просто направляют силы не в то русло и не умеют любить мир трезвыми. Год назад умерла 44-летняя женщина, которая долго посещала группу и все это время старалась избавиться от зависимости. Имела красный диплом университета, работала учительницей в школе. По несколько лет не пила вообще, потом срывалась и уходила в запои с бездомными. Ей нравилось бродяжничество. Алкоголики не лучше и не хуже – они просто другие».
На собраниях АА не проводят лекций и не читают нравоучений, они не связаны ни с какой сектой, вероисповеданием, политической группировкой. Здесь помогают решить те проблемы, которые в жизни человека создал алкоголь. «Мы ни о чем не спрашиваем, каждый рассказывает только то, что хочет и считает нужным», – говорит Олег. Часто люди приходят под вымышленными именами, и никто из группы, может, и не догадывается, чем они занимаются.
«Основываясь на их рассказах о себе, могу сказать, что в разные времена группу посещали главные бухгалтеры крупных корпораций, талантливые IT-специалисты, бизнесмены, у которых в гараже по две машины, но рядом с ними сидели и бездомные без гроша за душой. Ряды постоянно пополняются людьми творческих профессий, когда-то на встречи ходили сразу шесть художников. Очень много женщин, однажды была даже 16-летняя девочка. Но молодежь надолго не задерживается, так как не осознает в полной мере своей проблемы».
Несмотря на стереотип, навеянный нам голливудскими фильмами, о том, что подобные группы люди посещают насильно и часто просто молчат, в реальности все иначе. Когда человек приходит в первый раз, он сразу начинает говорить и пытается сказать как можно больше. Новичку задают лишь два вопроса: есть ли проблемы с алкоголем и когда в последний раз употреблял?
АА живут по принципу: «Я не пью только сегодня! Возможно, завтра я снова начну пить, но сегодня – нет». Члены общества не контролируют другу друга и не призывают посещать встречи. «Человек сам выбирает, когда ему это нужно, благо расписание групп позволяет приходить хоть каждый день, хоть раз в год. Были такие люди, которые появлялись лишь единожды, однако пагубную привычку бросали. Время от времени на занятия заявляются пьяные, их пускают, но слова не дают».
Все «лечение» бесплатно, не считая небольших расходов на чай, кофе, печенье и иногда аренду зала. «В основном с помещением помогают социальные службы. Когда такого места нет, мы встречаемся в обычном кафе. На Подоле долгое время функционировала группа, которая собиралась в зале одного из известных ресторанов быстрого питания», – рассказывает мой собеседник. Также АА принципиально не принимают пожертвований.
В среднем каждое занятие посещают 12-15 человек. «Как говорил один из создателей движения, два человека и чайник – это уже группа. А у нас часто бывает именно так».
У АА хорошая самоорганизация. Они регулярно все вместе выбираются в поездки, ходят в походы или отправляются на море. Например, полтавское отделение долгое время организовывало летний лагерь для людей с зависимостью. В лесу ставили палатки, налаживали быт, на каждый день была спланирована программа. И опять же, много общения и разговоров.
Алкоголик сочетает в себе демократию и легкую анархию
АА не сотрудничают с врачами-наркологами и психологами, а помощи ищут только у таких же, как сами. Здесь нет иерархии, нет главных и наставников, здесь все одинаковые.
«Есть люди, которые очень зазнаются, когда им удается справиться с недугом. Был у нас один мужчина, 15 лет не пил. Потом пошел учиться на психолога, получил диплом и стал зарабатывать тем, что избавлял людей от зависимости. Пару раз заглядывал к нам и свысока читал лекции, но у нас это не принято, и больше он не возвращался».
«За годы моей практики я видел многое: одни семьи приходили сюда с целью вылечиться, а другие создавали здесь новые, здоровые семьи. Было, что одну группу посещали отец и сын. Таких случаев немало, просто отследить их дальнейшую судьбу тяжело. Люди, которые бросили пить, часто не считают нужным возвращаться. Здесь никто не должен отчитываться за свою жизнь. Еще много трагических случаев, и на каждом занятии мы стараемся говорить о них, дабы еще раз напомнить, что алкоголизм – смертельная болезнь».
По словам Олега, каждый алкоголик понимает, что сорваться может в любой момент и приставки «экс» в этом диагнозе не существует. Сюда люди приходят, чтобы держаться вместе в своей борьбе с зеленым змием и побеждать его каждый день.
На занятие человек может привести с собой любого родственника или друга для моральной поддержки. Также отдельные группы существуют для членов семьи пьющих. Подобные сообщества есть и для людей, страдающих от других зависимостей: наркоманов, игроков.
Символом организации является верблюд, поскольку это животное может очень долго не пить.
За каждый трезвый временной промежуток члены группы получают медали. «Мы выдаем их, начиная с 24 часов без алкоголя. Самая большая – за 20 лет», – говорит Олег, обладатель такой награды.
Если ваши родные и близкие столкнулись с проблемой алкоголизма, вы можете обратиться в Украинский центр обслуживания анонимных алкоголиков по телефону: +38 (044) 384 22 09 или +38( 044) 592 95 13; e-mail: aa.ua.gso@gmail.com
Вся информация об организации на сайте: www.aa.org.ua
Фото: Nik Panisov