Жизнь амишей: счастье в простых вещах
О дивный старый мир!
Чтобы понять, откуда они все-таки взялись, вернемся в прошлое. Итак, на дворе семнадцатый век. Моря бороздят пиратские суда, в дворцах плетутся интриги, Рембрандт рисует, в больших городах ставят оперы и балеты, Ньютон ссорится с Гуком, а «христианский мир» наконец-то превращается в «Европу». Революция в умах, науке и культуре. Представили? Вот здесь история амишей и началась.
Фото cont.ws
Пока Галилео в который раз пытался доказать, что планета круглая, а землями Старого Света вовсю шагал прогресс, некий проповедник из Эльзаса решил: все мне позволительно, но не все полезно. И, будучи человеком строгих взглядов и твердых убеждений, тут же учредил собственную церковь. Она, стоит заметить, не просто следовала законам Писания, а очень ревностно их придерживалась, толкуя Библию не иначе, как буквально. Людям это понравилось. Поскольку при рождении проповеднику было дано имя Якоб Амман, его последователей стали называть амишами (или амманитами – кому что ближе), а церковь – амишской. Поклонники строгого учения расселились по всей Швейцарии и Эльзасу, ведя мирную тихую жизнь фермеров… пока к власти не пришел Людовик XIV. Монарх был настроен решительно: первым делом он начал войну, потом присоединил Эльзас к Франции, и, решив, что амишам не место на этом «празднике жизни», изгнал их – куда бы вы думали? За океан – в Новый свет. Так они, собственно, в Америку и попали. На сегодняшний день большинство амманитов осело в Пенсильвании и на севере Канады. Спустя более чем три столетия двести эмигрировавших семей превратились в трёхсоттысячное население, а единое течение разделилось на восемь. Наиболее известное и каноничное из них – амиши старого обряда. О них и пойдет речь.
Фото share.america.gov
«Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть»
Путеводной звездой в мире «неполезных соблазнов» для этих людей является Орднунг (иначе говоря, Правила Церкви). Он контролирует практически всю жизнь общины. Поскольку «правильный» старообрядец «научился быть довольным тем, что у него есть», современные технологии в поселениях неприемлемы или очень ограничены. Например, вы не увидите ни одного амиша со смартфоном, зато во дворах вполне можете лицезреть телефонные будки для важных исходящих звонков – занимать линию, болтая друг с дружкой ночи напролёт, у них не прижилось. Амиши также обходятся без сетевого электричества, автомобилей, сельхозтехники и даже... велосипедов (хотя последние все-таки имеются, но больше похожи на самокаты). То же самое с бытовой техникой. Если вдруг вы заметили в амишском доме холодильник или печь, значит, они газовые или работают от аккумуляторов. В противном случае «заблудшего» ждет наказание: от избегания до изгнания из общины. Но даже здесь бывают исключения. В ряде случаев существует возможность все эти «непринятия» смягчить, дабы не приводить к страданиям. Например, инвалиды могут использовать электрические коляски. Единственное, что у них запрещено категорически, так это фотокамеры.
Фото amazon.com
Правила Орднунга, конечно же, повлияли на отношения старообрядцев с обществом. Во-первых, они не платят налоги по социальным страховкам. Поскольку полагаются исключительно на «своих». Что бы ни понадобилось амишу (от постройки нового дома до ухода за стареньким дедушкой), община всегда поможет. Во-вторых, они не служат в армии и не защищаются даже в суде: как буддисты и большинство анабаптистов, амиши за ненасилие. Ну и, в-третьих, паспорта этих удивительных людей без фотографий, что абсолютно никого не смущает: старообрядцы все равно не покидают пределы страны.
Фото sisterrose.files.wordpress.com
Дела семейные
Любите ли вы сельдерей? Они его просто обожают. Если вам вдруг выпадет возможность побывать на амманитской свадьбе, то придется его не только попробовать (в качестве традиционной еды), но и лицезреть в вазах по всему дому – в этот день сельдерей используют как украшение вместо цветов. Впрочем, брачная церемония и последующие празднества привычно простые. Проведя положенные выходные в гостях у родственников, присутствовавших на свадьбе, молодая чета погружается в бытовые заботы: труд и благоустройство новой семьи. Этот институт имеет очень большое значение для общины, так как именно семья обеспечивает каждому своему члену статус, большую часть образования и все необходимое для полноценной жизни. Кроме того, считается, что детей обязательно должно быть много, ибо это угодно Господу.
Фото cont.ws
Кстати, насчет детей. У амишей есть своеобразная традиция, которая называется румспринга. Она заключается в том, чтобы дать возможность молодому поколению право выбора: оставаться в общине, исповедуя способ жизни и религию родителей или же податься на вольные хлеба. Во втором случае какие бы то ни было связи с семьей прекращаются, и назад вернуться практически невозможно. Тем не менее, подросток может вкусить все то, что дает современное общество, и решить, хочет он креститься как амиш или нет. Примечательно: почти все выбирают первое.
Фото renegadetribune.com
Что касается «отставки», здесь порядки также просты: в общинах существуют специальные «дедушкины дома», где пенсионеры могут спокойно поселиться вместе, получая необходимый уход и продолжая при этом тесное общение с семьей. А иногда, если есть настроение, даже заглядывая на шумные сельские празднества. Это ли не утопия!
Свет мой, зеркальце…
Между тем Орднунг определяет не только домашний устав и правила поведения членов общины, но даже их внешность. К примеру, мужчины после свадьбы обязаны отрастить бороду, но ни в коем случае не могут позволить себе усы, так как это очень «милитаристично». Женщинам же полагается выглядеть скромно и естественно, без какой-либо косметики, а тем более украшений. Даже обручальные кольца не приняты. Все потому, что «правильный» старообрядец «выше мирских сует». Амишская одежда далеко не ушла от семнадцатого века. Она, конечно же, домотканая, без всевозможных молний, заклепок и прочей яркой галантереи. Вместо этого используют крючки, а иногда незаметные булавки. Женщины носят однотонные платья до щиколоток простого кроя, передники, чепчики или косынки. А мужчины – темные брюки, рубашки с жилетами и черные фетровые шляпы, насчет длины полей которых никак не могут договориться в разных общинах. Как ни странно, такой аскетический облик не только не скрывает, но наоборот – выделяетамишей из толпы, служа вдохновением для модельеров. Это наверняка радует молоденьких амишских девушек и вызывает неодобрительное ворчание их родителей.
Фото blogspot.com
Нельзя сказать, что все относятся к старообрядцам хорошо. Некоторых пугает закрытость общины, некоторые считают их «опасными сектантами» или варварами. А это приводит к инцидентам и конфликтам (например, забрасыванию повозок камнями). Но почему-то, заходя после работы в супермаркет, американцы в первую очередь ищут продукты, выращенные на экологичных амишских фермах. А, собираясь купить хороший деревянный стол в гостиную, обязательно поинтересуются, есть ли таковой на продажу у амишей?
Фото tuiris.com, fb.ru