Пища для ушей. Музыка из Эфиопии
Наиболее расхожее заблуждение заключается в том, что представители африканских народностей за века сумели освоить лишь самые примитивные способы звукоизвлечения. Мол, в противовес музыкально утонченной Европе и вполне успешно пытающейся не отставать от нее Америке, они так и остались на уровне чудаковатых аматоров. При сочетании слов «Африка» и «музыка» в голове обычно вырисовывается незамысловатый силуэт барабана.
Да, действительно, большинство африканских музыкальных инструментов можно окрестить полюбившимся всем словом «handmade». То, что среднестатистический немец или француз, повертев в руках, выкинул бы в урну, на ином континенте зазвучит и заиграет не менее колоритно и объемно, чем отрывок из партии симфонического оркестра. И, как мы понимаем, это отнюдь не комплимент в адрес европейского снобизма. Дерево, металл, бивни и клыки, кожа, рога диких животных и рептилий, лоза, глина, бамбук, стебли проса и кукурузы, тростник, высушенные плоды и семена баобаба, тыквы, скорлупа кокосового ореха – и это лишь неполный перечень того, на чем впоследствии можно музицировать.
Некоторые из представителей африканских музыкальных инструментов настолько экстравагантны на вид, что их даже сложно сразу вычленить из окружающего тропического пейзажа. Например, так называемый земляной лук – согнутый ствол небольшого дерева с присоединенным к верхней части шнурком из свитых волокон. К нижнему концу импровизированной «струны» прикреплен камень, кусок дерева или коры, который затем погружают в «нору», вырытую в земле. Яма в данном случае выполняет функцию элементарного резонатора. В северной Гане и Уганде этот инструмент обычно выступает в роли детской забавы, однако он также используется взрослыми для ритуальных целей. Схожий способ добывания звука практикуют и пигмеи мбути в северо-восточной части Республики Конго. Музыка, или назовем это «музыкальный ритмический рисунок», создается при помощи специального земляного «барабана», вырытого в земле и укутанного шкурами.
Впрочем, было бы не совсем корректно изображать африканскую музыку и ее инструментарий только лишь на контрастах и отличных от наших канонов акцентах. Аутентичные традиции, завезенные в Новый Свет вместе с рабами, сказались на развитии музыки США и ряда таких стран, как Куба, Бразилия, Гаити. В противном случае блюз, «negro-spirituals» имели бы все шансы и вовсе не родится. Сейчас же подобный африканский этно-колорит, именуемый как «world music», охотно используется многими инди-, соул- и фанк-коллективами. Услышать звук мбиры или калимбы – местного «ручного фортепиано» – можно не только в широтах Центральной Африки или на Антильских островах, но и в композициях музыкантов, гастролирующих по Штатам. Яркий тому пример – фанк-группа Earth, Wind & Fire.
Не чужда африканская эстетика и лидеру российской рок-группы Борису Гребенщикову (на фото он держит в руках калимбу).
Но наряду с мелодической составляющей африканских мотивов не стоит упускать из виду и ее противоположность – музыку для передачи сообщений или ритуальные мелодии для вхождения в транс. Например, региональный фестиваль танцев и пения в городе Арба-Мынч на юге Эфиопии мог бы стать шоком для любого меломана. Участниками такого «Афровидения», кроме представителей более консервативных в музыкальных подходах местных народов дорзо, диратие, гамо, гидоле, также являются флейтисты из Дираше (один из районов Эфиопии). Ансамбль из 15 человек играет абсолютную какофонию на флейтах Пана, построенную, казалось бы, на сплошных диссонансах. Музыканты извлекают звуки в порядке очередности и как бы «внахлест», постепенно нагнетая атмосферу и повышая общую высоту звучания. Что ни говори, музыкальные теоретики, побывав там, получили бы обильную пищу для ума (музыка нетемперирована и лишь отдаленно раскладывается на соль – фа-диез – ре), а остальные – пищу для ушей. Занятную, любопытную, но трудно перевариваемую. Убедитесь сами:
Заглавное фото catholicsandcultures.org