"Кино с вокзала": зарождение кинематографа
А тем временем каноническая 48-секундная картина успел обрасти мифами и легендами. Среди них нужно выделить два. Считается, что «Прибытие поезда» – первое игровое кино. На самом деле, это не так. Буквально за пару недель до премьеры те же братья Люмьер представили другую свою работу – «Политый поливальщик».
Как раз она и была настоящей постановочной короткометражкой. «Прибытие поезда» – скорее документальный набросок.
Вторая легенда связана с ужасом и паникой, царившими во время показа. Но это всего лишь красивая история. Да, люди не привыкли видеть на экране движущиеся поезда. Но к тому времени не только во Франции, а и по всей Европе зарождалось кино. По этой причине многие, пришедшие, на «Прибытие….», уже смотрели на движущиеся фотографии и другие пробы «синематографа». Тем не менее, авторитетный Filmsite.org включил эту сцену в список наиболее пугающих за всю историю кинематографа.
«Прибытие поезда» – итог технического прорыва конца XIX века. Однако не только братья Люмьер в этой сфере «бродили вокруг до около кино». Тимченко, Гудвин, Дюбюка Складановский – эти фамилии вошли в учебники кинематографии, но рядовым зрителям они ничего не скажут. Может быть, это и несправедливо, да вот только большинству людей неинтересны технологии. Им зрелища подавай!
Люмьеры подкупили именно картинностью. Быстрее всех это понял другой француз, Жорж Мельес. Он снимал быстро (точно нельзя установить, но говорят, что на его счету около тысячи короткометражек) и интересно. Его «Путешествие на Луну» 1902 года стало первым научно-фантастичным произведением в кинематографе.
Сравнить с сегодняшними блокбастерами, ясное дело, нельзя. Но в начале двадцатого века это выглядело революционно. Наверное, если братьев Люмьер мы называем основоположниками кино, то Жоржа Мельеса можно считать его популяризатором.
Но есть и альтернативная история. Согласно ей, настоящее кино появилось в конце XIX века в… Новой Зеландии. Не верите? В таком случае смотрите остроумную псевдодокументальную картину «Забытое серебро», 1995.
Ее снял тогда еще никому не известный Питер Джексон вместе со своими друзьями.
А потом придут безумные двадцатые и тридцатые, вместе с Эйзенштейном, Лангом и Чаплином. Их эпохальные шедевры «Броненосец Потемкин», «Метрополис», «Огни большого города» – каждый по-своему новаторский. В это же время кино превратится в оружие пропаганды, которым активно пользовались в тоталитарных странах. Однако агитация тоже бывает разной. Одно дело давно – забытые фильмы, и совсем другое – шедевр нацисткой кинодокументалистики «Олимпия». Лени Рифеншталь сняла Олимпийские игры в Берлине 1936 года с помощью немыслимого числа самых лучших камер. А потом смонтировала все так, что это и сегодня смотрится свежо, к тому же – погружает в атмосферу того времени.
Как будут выглядеть фильмы лет через двадцать – спорить можно до хрипоты. Популярна мысль, что традиционные формы постепенно себя изживут. Ее придерживаются многие известные кинематографисты, в том числе и британец Питер Гринуэй, снимающий продвинутые инсталляции и видеоарт, который он демонстрирует на стенах.
Так что скучать нам не придется. В любой эпохе отыщутся безумцы - в хорошем смысле этого слова - вроде Люмьеров, Ланга, Чаплина, Эйзенштейна, Лукаса, совершающие, на первый взгляд, странные и непонятные вещи, на которые публика впоследствии чуть ли не молится. Пионеры и первопроходцы не только двигают прогресс, но и вселяют уверенность, что киноэкран никогда не потухнет.
Фото: Anupthra