Гетто мира: китайский размах в Сан-Франциско
Право на жизнь
История китайского квартала в Сан-Франциско берет свое начало в конце девятнадцатого века. В те времена город да и вся страна очень активно индустриализировались и застраивались. Главными стройками того времени были Центральная тихоокеанская и Первая трансконтинентальная железные дороги. Для того чтобы поднять эти «махины», требовалось множество рабочих рук, а сами американцы уже тогда привыкли к некому комфорту и благополучию, да и заманить местных мастеров было весьма дорого, а вот китайцы согласились работать за куда меньшее вознаграждение. Они прибывали на кораблях и селились близко друг к другу, решив не приспосабливаться под условия, а перекраивать все на свой лад. Те 24 квартала Чайна-тауна, которые есть сегодня – прекрасная иллюстрация того, что Америкой здесь уже практически не пахнет – сплошные драконы, иероглифы и флаги Поднебесной.
В эпоху безработицы и кризиса такое поведение чужеземцев стало раздражать коренное население. Но поделать ничего было нельзя, и все вакансии на стройках уже были заняты китайцами. Это привело к нескольким ксенофобским конфликтам, итогом которых даже стал запрет на въезд азиатов. Он действовал вплоть до конца Второй мировой войны, пока снова не понадобились умелые руки и корабли опять начали приплывать, нагруженные тысячами уроженцев Китая.
Фото tripsavvy.com
В 1906 году в Сан-Франциско произошло мощное землетрясение, весь город был разрушен практически до основания, и большинство местных жителей уже решили туда не возвращаться. А вот потомки Конфуция стойко вынесли этот катаклизм и отстроили заново не только свой район, но и соседние, заслужив уважение и почет на две страны. Поэтому уж кто-кто, а китайцы из Сан-Франциско тяжким трудом и кровью доказали свое право жить здесь, и в наши дни уже никто не возмущается их пребыванием в городе.
Достопримечательности
Прогулка по кварталу, расположенному между Кирни-стрит, Финансовым центром и площадью Юнион-сквер, скорее всего, начнется из входа через Драконовы ворота. От них веет той аутентичностью, за которой сюда и идут туристы. Этот подарок Китайской Народной Республики украшает вход в анклав с 1970 года. Охраняющие ворота львы и драконы хоть и выглядят устрашающе – настроены доброжелательно, ведь перевод иероглифов на стенах означает: «мир», «уважение», «доверие» и «любовь».Фото the500hiddensecrets.com
Главная улица Чайна-тауна – Грант-авеню, названная в честь президента США Улисса Гранта. Оказавшись здесь, даже коренные ньюйоркцы немного теряются от обилия магазинов и кафе. Помимо витрин и пестрых цветов, гостей атакуют ароматы и запахи еды, которую готовят и едят повсюду. Туристы да и сами жители Сан-Франциско редко выходят отсюда без всевозможных бус, воздушных змеев, средств народной медицины и гигиены. Создается ощущение, что во всем этом торговом безумии каждый начинает покупать даже то, что ему не нужно. Прогуливаясь тут, можно в течение десяти минут посмотреть на акробатов, сыграть в какую-нибудь азартную игру и побывать на чайной церемонии. Кажется, что время течет как-то по-своему.
Те, кому удалось покинуть Грант-авеню, пусть и с опустевшими кошельками и кучей всевозможных сувениров, обычно идут в сторону Старого собора святой Марии. Это сооружение известно тем, что после землетрясения, о котором мы рассказывали ранее, единственное осталось целым. К сожалению, пожары, царившие в покинутом людьми городе, уничтожили и его, оставив лишь несколько стен. Именно вокруг них и было решено отстраивать собор в 1909-ом. Гранит для него, кстати, привезли именно из Китая.
Еще одно культовое место – Портсмут-сквер. Там в 1835 году был построен первый дом на этой территории, которую спустя одиннадцать лет капитан корабля «Портсмут», Джон Монтгомери, объявил частью США. Сегодня это центральная часть Чайна-тауна, где принято обсуждать районные новости, играть в маджонг и слушать музыку. Чтобы немного передохнуть от шумных улиц и прийти в себя, лучше идти сюда.Фото mycamerajournal.wordpress.com
Ну а далее отправимся в переулок Ross Alley, где функционирует легендарная фабрика по производству знаменитых печенек с предсказаниями. Оказавшись внутри, наверное, перестанешь верить в них, потому как взору предстает вовсе не волшебная картина: три женщины разливают тесто по формочкам и отправляют в духовку, а на другом конце конвейера еще несколько сотрудниц наобум клеят к сладостям бумажки с пожеланиями, вытаскивая их из огромной коробки. Чуть разочаровывает, зато теперь будем в курсе.
Завершающий этап прогулки по Чайна-тауну – Китайский культурный центр. Это большой и современный музей, где расскажут и покажут буквально все, что касается жизни уроженцев Поднебесной в Сан-Франциско. Уникальные фотографии, экспонаты и инсталляции перенесут гостей в девятнадцатый век и позволят прочувствовать, как это – проплыть тысячи километров, чтобы за копейки строить железные дороги в чужой и не всегда благосклонной стране. Именно китайцы поспособствовали тому, что в наши дни эмигрантам в США гораздо проще, ведь под их давлением были приняты жизненно необходимые законы. Входной билет для взрослых в центр стоит 5 долларов.Фото mycamerajournal.wordpress.com
Интересные факты:
Сегодняшний город совершенно невозможно представить без его китайского района, так как здесь проживает более 200 тысяч выходцев из Поднебесной, что составляет примерно пятую часть всего населения Сан-Франциско.
Сто лет назад Китайский квартал славился своими борделями, игровыми домами и опиумными притонами. Ныне всего этого нет, но местные гиды с удовольствием водят людей по наиболее культовым задворкам и переулкам, поэтому обязательно сходите на тематические экскурсии. В Чайна-тауне они действительно интересные, ведь только так можно узнать, что такое, например, «ошанхаиться». Так говорили о человеке, который настолько увлекался наркотиками и выпивкой, что придя в сознание, обнаруживал себя на корабле, плывущем в Шанхай или Гонконг.
В наши дни все куда строже и штраф за курение в публичном месте составляет 500 долларов.
Гетто стало неотъемлемой частью и культурной жизни США – не зря же его увековечил и воспел в своем детективе с одноименным названием Роман Полански.
Несмотря на то, что район достаточно приветливый, далеко не все местные знают английский язык. Да и китайский, как говорят знатоки, там разный на каждой улице, ведь диалектов не меньше, чем в самой Поднебесной.
Заглавное фото time.com