Больше чем клуб – футбол по-каталонски

Отец «Барселоны» – швейцарец Ганс Кампер. Когда-то он работал в столице Каталонии обычным главным бухгалтером транспортной компании и настолько ассимилировался с местным населением, что стал Жоаном Гампером, и… в октябре 1899 года решил создать футбольный клуб. Отчимами же новоявленной «Барсы» можно назвать двух братьев-англичан – Эрнеста и Артура Уитти. Им она обязана своей достаточно нетипичной и броской колористикой. А дело в том, что Уитти хоть и родились в Барселоне, однако образование получали на Туманном Альбионе, в школе Мерчант (Хартфордшир). Цвета этого заведения – гранатовый и синий – впоследствии стали клубными и присутствовали в его символике всегда.
Так, именно под выдержанно английским «биколором» «Барселона» вместе с мадридским «Реалом» и «Атлетиком» из Бильбао встала у истоков зарождения испанского чемпионата. По мере возрастания мастерства клуба увеличивалось количество его поклонников, которые собирались поболеть за своих ребят на стадионе «Камп де ла Индустрия». На последнем ряду спортивного сооружения зрители сидели таким образом, что их задняя часть свисала и была отлично видна с улицы. Именно поэтому фанатов команды, а со временем и игроков, окрестили прозвищем «кулес», что переводится как «задницы».
По иронии судьбы, филейные части болельщиков рассмотреть было куда легче, чем деятельность самой команды – долгое время она находилась в тени «Реала». Да, периодически «каталонцам» таки удавалось выиграть внутреннее первенство, однако главные клубные трофеи оставались недосягаемы. Учитывая то, что «Реал» прожорливо отхватывал кубки один за другим, ситуация вообще казалась беспросветной.
Впрочем, до поры до времени – вскоре удача перестала показывать каталонцам пресловутую «кулес». Первым европейским турниром, который покорился команде, стал Кубок ярмарок, нынешний аналог Лиги Европы. Добыли его в 1958 году с приходом легендарного тренера Эленио Эррера. Уроженца Буэнос-Айреса нарекли «Спасителем», ведь он перервал гегемонию мадридцев. Инструктор первым настоял на том, чтобы в выборе основного состава опираться на своих воспитанников. И сейчас каталонская футбольная академия – самый внушительный поставщик молодых дарований. Его также называли «магом», поскольку он поил игроков травяными чаями, которые должны были улучшить их физическую форму, а те искренне верили, что принимают волшебное зелье. Однако с первой звездой «Барселоны», Ладислао Кубалой, у Эрреры отношения не сложились. Тренер обвинял натурализованного венгра в отсутствии дисциплины и злоупотреблении алкоголем, за что и приговорил его «греть банку» на скамейке запасных. И это при том, что все равно считал Кубалу самым талантливым из футболистов, с которыми ему приходилось работать. Впрочем, несмотря на заметный прогресс, главной своей задачи – победы в Кубке европейских чемпионов – «Спаситель» не выполнил, поэтому его попросили покинуть клуб.
Не менее знаковой фигурой оказался для «Барсы» и голландец Йохан Кройф. Перебрался он в клуб в августе 1973 года из родного «Аякса» уже звездой. На тот момент спортсмен собрал коллекцию из двух «Золотых мячей» и трех Кубков чемпионов. В составе «блаугранас» он выиграл чемпионат страны и Кубок Испании, а также в третий раз был признан лучшим футболистом Европы. Однако главный успех в «Барселоне» ждал Йохана на тренерском мостике. Под его началом в 1992 году команде наконец удалось завоевать такой долгожданный для каждого каталонца Кубок чемпионов.
Следующим «кузнецом» удачи «Барсы» стал также выходец из страны тюльпанов, Франк Райкард, выигравший Лигу чемпионов в сезоне 2005/2006. Два года спустя с клубом начал работать наставник молодежного состава, Хосеп Гвардиола, с именем которого связаны последние достижения «Барселоны». Решение об уходе далось Пепу непросто, однако после череды громких побед, а в это вложен колоссальный тренерский труд, отдых ему был действительно необходим.
После клуб опекал аргентинец Херардо Мартино, а сейчас - Луис Энрике. Занятие не из легких ввиду того, что теперь, на волне былых успехов, планку перед ним ставят наивысшую.
Ведь памятуя, как эмблему «Барсы» на футболке целовали лучшие футболисты мира, и видя коллекцию всевозможных наград в музее каталонцев, понимаешь – регресс клуба подобен его смерти.
Мячу фортуны просто нельзя позволить укатиться. Впрочем, он пока и не собирается.