Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
...а эстетическое соединение культур испанского, ромского, еврейского и арабских народов. Смеркается, надрывно играют гитары, на сцену размеренно выходит танцовщица в длинном платье, облаченная в шаль. Каблуками она решительно и резко выстукивает ритм. Ее кисти плавно выворачиваются, словно раскрывающийся бутон цветка. Выразительность ее рук, кажется, показывает всю экспрессивность и боль танца. Она то раскручивает шаль, то оборачивает ее вокруг своего грациозного стана. Момент, и ее руки нарочито решительно приподнимают подол платья, играя с ним, а его трепыхания напоминают языки пламени…
Фламенко – не просто танец. Нет, это целая независимая культура – сплав гитарного, вокального, танцевального, театрального искусства, облаченного еще и в характерные одежды. Это многоуровневое произведение, но, конечно, самый яркий его элемент – танцевальные движения.Фото pinterest.com
Сложна не только история фламенко, но и сам танец. Он представляет собой обилие мелизмов, мудреный ритмический рисунок и множество вариаций. Поэтому даже точная запись его нот и движений невозможна. Так самобытная культура фламенко может быть передана только индивидуально от человека к человеку – научит вас этому танцу лишь талантливый учитель, носитель его культуры.
Фламенко считается парным танцем на манер бальных, но в то же время народным, подразумевающим коллективность. Но на самом деле фламенко может исполняться и одним танцором, потому как дает каждому исполнителю широкие возможности индивидуального самовыражения. Он прославляет волю, отображает глубокое одиночество и пожизненную неприкаянность, приветствует импровизации. Все чувства танца каждый танцор обязан пропускать через себя и максимально отображать эту эмоциональность в своем танце, исполнитель обязан быть самодостаточным и оригинальным внутри танца.Фото theculturetrip.com
Неизменный антураж для фламенко: длинное платье для танцовщицы и черный костюм для танцора, возможно, еще веер. Также фламенко невозможно без следующих атрибутов и элементов:
кастаньеты – крошечный ударный инструмент;
пальмасы – хлопки в ладоши;
удары в кахон – перкуссионный ящик;
сапатеадо – характерное выстукивание ритма каблуками;
питос – щелчки пальцами;
флорео – поворот кисти руки с ее раскрытием.
Для того чтобы понять происхождение фламенко, следует исследовать этимологию его названия. И здесь все непросто – существует несколько теорий его происхождения. Самая распространенная из них связывает фламенко с латинским «flamma» – огонь. Возможно, оно пошло и от слова «Фландрия». Ромы, заложившие основы традиции фламенко, пришли в Андалусию именно из Фландрии. Не исключена также связь со словом «фламинго»: на испанском он тоже называется «фламенко». Исследователи считают, что не стоит разделять эти теории, а суть фламенко скорее можно понять, рассматривая их в синергии.
Зарождение традиций фламенко часто связывают с цыганскими племенами древней Индии. Гонимые с родины они в 1400 году дошли до Андалусии (южная провинция Испании) и нашли здесь более-менее благополучное пристанище. А их танцы, сливаясь с неповторимой культурой этих мест, вылились во фламенко, ставшее отображением драматизма кочующего народа.
Фото chicagolandmusicaltheatre.com
Но на самом деле история формирования фламенко куда сложнее. И основа ее – именно Андалусия. Еще до наступления нашей эры здесь существовало древнейшее европейское государство под названием Тартесс. Его населял весьма образованный народ с самобытной музыкальной культурой. Писатели эпохи античности даже отмечали, что законы этого государства, собранные в сборнике «Шесть тысяч стихов», были написаны в ритмизованной форме. Во II веке в эту культуру внедрилось греко-византийское религиозное песнопение. Это тоже сыграло свою роль в формировании фламенко. Далее в VIII веке здесь формируется классическая андалусская музыка. На этот процесс оказали влияние пришедшие на эти земли арабские племена берберов. А вот уже в XV–XVI веках сюда пришли ромы из Индии. Так соприкосновение традиций всех этих самобытных культур и привело к формированию настоящего фламенко. Современность же привнесла в него свои экспериментальные штрихи, например, кубинские мотивы и нотки джаза.Фото lacazalladeronda.com
Испанцы не отрицают влияние ромов на формирование танца, ставшего национальным достоянием их страны. Знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка так описывал свои ощущения от танца: «Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром».
Заглавное фото tablaocordobes.es