Вместо Рима и Афин: самые молодые города планеты
Специально для них – наш сегодняшний материал, посвященный наиболее молодым городам планеты, хотя и поклонники древности обязательно найдут в них что-то интересное для себя. Прежде, чем начать рассказ, нужно оговориться: мы специально не включали в нашу подборку недостроенные города будущего или так называемые «корпоративные города», большая часть которых прямо сейчас возводится на Ближнем Востоке или в Азии, поскольку на данный момент там практически никто не живет. Также мы не рассматривали такие случаи, когда новый город образовывался благодаря слиянию других, либо когда поселок или деревня приобретали городской статус, поскольку подобные явления происходят в мире каждый день. В нашем фокусе только те молодые с точки зрения даты основания населенные пункты, где действительно живут и работают люди, и пересчитать их можно по пальцам одной руки.
Столичные нравы
Мьянма – страна удивительных традиций и суеверий, среди которых особенно выделяется привычка переносить собственные столицы. Последний на данный момент подобный логистический переезд состоялся в 2005 году, когда 11 ноября на 1100 военных грузовиках одиннадцатью батальонами было перевезено имущество 11 министерств в новый город, получивший название Нейпьидо. После этой официальной части, связанной с астрологией, столица начала массово заселяться жителями страны. Один из наиболее растущих городов Азии, Нейпьидо поражает своей архитектурой – как современными небоскребами и торговыми центрами, так и сделанными «под старину» храмами и пагодами. Некоторые урбанисты называют новую столицу Мьянмы не иначе как «витриной», так как здесь все блестит и светится от новизны. Тем не менее за чуть больше чем десять лет своего существования город разросся до практически миллионного мегаполиса, что, конечно, феноменально, и в некоторых местах уже немного «устарел», что естественно. Хотя кто знает, может, местные власти уже поглядывают на другие территории своей страны, планируя новый переезд.Фото lonelyplanet.com
Смотрите также: Мьянма от и до...
«Спальник» для Тель-Авива и Иерусалима
В Израиле есть сразу несколько городов с названием Модиин. Нас интересует тот, чье полное название – Модиин-Маккабим-Реут, поскольку он строился совсем недавно как плановый, рассчитанный на 250 тысяч жителей, которые ездят на работу или в Тель-Авив, или в Иерусалим. Расположенный между двумя главными израильскими городами Модиин - прекрасный пример города – спального района. Благодаря важнейшим магистралям, близости аэропорта имени Бен Гуриона и приятной природе, здесь не так чувствуется тель-авивская влажность и начинаются иерусалимские горы. Этот населенный пункт очень ценится самими израильтянами. С 1993-го, года своего основания, Модиин постоянно разрастается, увеличивается и его население. Сегодня здесь проживает около 80 тысяч человек, и это число растет буквально с каждым днем. Идеальная инфраструктура, улицы и бульвары, уходящие в долины, леса, холмы и даже сталактитовые пещеры в заповедниках – все это делает его невероятно привлекательным. Туристам следует особенно присмотреться к нескольким достопримечательностям – парку миниатюр «Мини-Израиль» и старинному монастырю Латрун.Фото inudeco.slavutych.city
Смотрите также: 10 малоизвестных фактов об Израиле
Первый «живой» город будущего
В самом начале статьи мы говорили, что не будем рассматривать строящиеся в данный момент города будущего, однако не рассказать об уже готовом – южнокорейском «умном» городе Сонгдо – просто нельзя, ведь он уже заселен жителями и функционирует. Строительство, начатое в 1994 году, частично продолжается и сегодня, но большая часть объектов уже сдана в эксплуатацию. Прямо сейчас в этом футуристическом населенном пункте, где смело можно снимать научно-фантастические фильмы, проживает около 50 тысяч человек, а еще примерно столько же приезжает сюда каждый день работать. Местная инфраструктура основана на применении высоких технологий и, пожалуй, заслуживает не одной статьи. Взять хотя бы самые впечатляющие стороны здешней жизни: каждый горожанин обладает уникальной смарт-картой, что является его личным ключом к метро, парковке, кинотеатрам, прокату велосипедов и так далее. Говорите, парковки – это большая проблема городов? Как бы не так, – подумали в Сонгдо и разметили 95% парковочных мест под землей, сделав улицы свободными для передвижения. Фантастика, но здесь даже мусор в квартирах благодаря уникальной системе утилизации сам всасывается и сортируется. Южная Корея превращает это место в максимально комфортабельное со всех сторон: для города разрабатывается отдельное законодательство, дающее ему статус свободной экономической зоны с собственной системой налогообложения. Поэтому в скором времени его население вырастет еще как минимум в десять раз: вслед за айтишниками и учеными сюда потянутся и бизнесмены со всего мира.Фото newcities.org
Смотрите также: Инчхон: корейский город будущего
Эхо Чернобыля
Славутич, расположенный всего в пятидесяти километрах от печально известной Чернобыльской АЭС, – самый молодой город Украины. Он был возведен и заселен всего за пару лет – с 1986-го по 1988-ой, рекордно скоро даже для плановых строек. Сегодня там проживает около 25-ти тысяч человек, и практически каждая семья так или иначе связана с зоной отчуждения. Славутич построили не только для переселенцев, но и для ученых и сотрудников станции, которые по сей день вынуждены ездить туда на работу, чтобы контролировать происходящие там процессы. Несмотря на жесткие временные рамки строительства, город объективно получился очень комфортабельным. Согласно различным рейтингам, даже несмотря на близость зоны отчуждения, сами украинцы то и дело называют Славутич одним из самых современных городов страны. Детально спланированный выдающимся архитектором Леонидом Вавакиным, он по сей день вызывает восхищение своими продуманными районами, развязками, архитектурой. Более того, даже в туристическом плане он очень интересен не только как «объект рядом с Чернобылем», а скорее как удачный пример позднего советского урбанизма. Поскольку возведение Славутича можно смело назвать «стройкой народов», каждая его часть примечательна по-своему, так как здесь можно найти и вильнюсский квартал, и бакинский, и киевский, названные по месту организации строительных бригад. В наши дни Славутич уже особо не застраивается, тем не менее как местные, так и зарубежные активисты и дизайнеры продолжают его улучшать, создавая новые общественные пространства, устраивая фестивали и облагораживая.Фото businessdestinations.com
Британская глубинка по-новому
192-тысячный английский город Милтон-Кинс визуально очень заметно выделяется среди других британских населенных пунктов. Все потому, что его построили в 1970-х годах, применяя только современные технологии и отойдя от местных традиций градостроительства. Здесь не найти исторического центра, вековых особняков и легендарных викторианских гостиниц, пабов и ресторанов. Зато местные жители наслаждаются идеально спроектированными дорогами, развязками, велосипедными дорожками и торговыми центрами, один из которых – чуть ли не длиннейший в Европе – растянулся на 3 мили. Своим появление Милтон-Кинс обязан руководству страны, поскольку в 1960-х годах было принято стратегическое решение построить на юго-востоке страны сразу несколько новых городов, чтобы как-то разгрузить большие города – Лондон, Ливерпуль, Манчестер и их пригороды. Среди всех населенных пунктов, построенных тогда, именно Милтон-Кинс наиболее интересный. До столицы королевства всего час езды, как и до Оксфорда, Кембриджа и Бирмингема. Также внимания приезжих заслуживают горнолыжный центр Xscape, пейзажный парк при усадьбе Стоу, зоопарк и, конечно же, криптографический центр, где в годы Второй мировой войны работал и расшифровывали телеграммы.Фото theparkstrust.com
Смотрите также: Гетто мира: Бедфорд: английская глубинка с итальянским привкусом
Заглавное фото kiwitours.com