RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).

«Что беспокоит современного человека? Какой отклик находят в его душе события, происходящие в мире? Вот те вопросы, которые мы должны ставить перед собой в своем творчестве», – пояснял он.

И Антониони изображает духовное состояние человека в условиях распада семейных отношений (Ночь»), господства денег («Затмение»), давления государственной системы («Забриски пойнт») и прогресса («Красная пустыня»). Вообще при всем декларированном западной культурой индивидуализме здесь характерно чувство беспомощности отдельно взятой личности, даже ее ненужности. Она может просто исчезнуть, как Анна в «Приключении», покончить с собой, как Альдо в «Крике», чаще же угнетена рутиной (пусть и такой подчеркнуто богемной, как в «Увеличении»). Не удивительно, что возникает чувство ошибочности, иллюзорности жизни, желание изменить ее, начать с чистого листа, как это сделал, пусть и неудачно, герой ленты «Профессия: репортер».Maratone-TV70-Michelangelo-Antonioni-2.jpgФото fondazioneprada.org

Сам режиссер частично объяснил проблему своих героев несоответствием современников техническому прогрессу: меняется не только материальный мир, но и сам человек, изменение же моральных, духовных ценностей происходит слишком медленно. Возникает разрыв, проблема адаптации к изменчивому миру. Это и является проблемой Джулианы из «Красной пустыни», как и многих наших современников (не зря все чаще звучат нарекания на бешеный ритм жизни, порабощающий, угнетающий человека).

Так или иначе в своем мире герои Антониони чувствуют себя некомфортно и нередко пытаются из него убежать. Куда-то – в такой себе антицивилизационный пустынный рай («Забриски Пойнт»), в личные отношения («Затмение») или даже смерть («Крик»). Но этот побег бесперспективен.monica-vitti-michelangelo-antonioni-venezia-antonioni-e1deb562edab1f9efa8c3154485cf023-large-1395234-1280x967.jpgФото flashbak.com

Героя (или антигероя?) своей «Красной пустыни» режиссер объяснял так: «Он (Коррадо) бежит и пытается таким образом решить главную проблему своей жизни. Но эта проблема не снаружи, а внутри него». Таким образом, как замечает сам персонаж: «Каждый из нас крутится, вертится, а потом оказывается таким, каким был раньше». Вот обычный рабочий в фильме не желает никуда ехать: ему уютно на своем месте, которого у Коррадо просто нет. Потеряла его и Джулиана. «В душе каждый итальянец стремится не столько к побегу, сколько к приключению. Мы совсем не умеем организовывать свой досуг, давать выход энергии, что в итоге находит разрядку в сексе или преступлении», – писал мастер. В случае «Красной пустыни» можно увидеться и нечто иное. Проблема героев в том, что мир не просто «поймал», а обогнал их, оставив в своеобразном вакууме. Выход из него ищут по-разному: Коррадо – в переездах, Джулиана – в стремлении к самоубийству, также своеобразном побеге. Не зря сквозным образом ленты является корабль. Героиня в финале картины так и не решилась взойти на него. Возможно, и к лучшему. Побег, резкое изменение судьбы вряд ли принесли бы счастье героине, в целом оторванной от реальности…zabriskie-point-1970-002-00m-swr-antonioni-in-canyon.jpgФото bfi.org.uk

А что касается попыток изменить этот мир? В мире Антониони, похоже, и они обречены на неудачу. Характерным тут является образ «левых» студентов в «Забриски Пойнт». Общественная система в этом фильме напоминает пресс, под которым бессильно барахтаются бунтовщики (не потому ли главный герой угоняет самолет, чтобы взлететь?). Сцены с ними изображают фактически образ полицейского государства. «Настоящим революционером становишься тогда, когда тебе проламывают голову, высаживают ногой дверь, когда тебе не дают жить, ходить в школу, работать», – говорит темнокожий студент. «Наша страна скатывается к фашизму, сейчас свиньи-полицейские уже тут, в университете. Что будет дальше – они сядут рядом с нами в аудитории? Придут в наш дом? Будут преследовать нас на улице?» – возмущаются активисты. Не удивительно, что молодежь тянется к борьбе: она лишь входит в большую жизнь и не привыкла к ее атмосфере, чувствует духоту общественной системы. Вместе с тем трудно определить конкретную программу этих довольно неоднозначных (при всей симпатии режиссера) персонажей. Что, если они бунтуют только ради того, чтобы бунтовать? Впрочем, у них есть то, чего недостает многим другим героям Антониони (и, в конце концов, не только им): общее дело, «идеологическое родство», по мнению автора, «становится средством коммуникабельности, достижения взаимопонимания». Было ли это выходом из общественного кризиса в глазах режиссера? Похоже, что нет. Антониони не считал себя пророком. Он только исследовал, пытался показать и по возможности объяснить проблемы людей ХХ столетия. К сожалению, актуальны они и сегодня, так что Микеланджело Антониони еще долго не будет терять своего зрителя.

Заглавное фото rivegauche-filmecritica.com

Вам это будет интересно:
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Искусство тату: завораживающая магия нательных рисунков
История этого искусства насчитывает около 6 тысяч лет. Примечательно, что своим рождением модное нынче ремесло обязано случаю… Однажды кто-то из первобытных людей заметил, что после того, как на места ожогов и порезов попадает любой натуральный краситель, на коже появляются очень стойкие рисунки...
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет OUTLOOK.
Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Закрыть
Outlook facebook page