RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).

«Что беспокоит современного человека? Какой отклик находят в его душе события, происходящие в мире? Вот те вопросы, которые мы должны ставить перед собой в своем творчестве», – пояснял он.

И Антониони изображает духовное состояние человека в условиях распада семейных отношений (Ночь»), господства денег («Затмение»), давления государственной системы («Забриски пойнт») и прогресса («Красная пустыня»). Вообще при всем декларированном западной культурой индивидуализме здесь характерно чувство беспомощности отдельно взятой личности, даже ее ненужности. Она может просто исчезнуть, как Анна в «Приключении», покончить с собой, как Альдо в «Крике», чаще же угнетена рутиной (пусть и такой подчеркнуто богемной, как в «Увеличении»). Не удивительно, что возникает чувство ошибочности, иллюзорности жизни, желание изменить ее, начать с чистого листа, как это сделал, пусть и неудачно, герой ленты «Профессия: репортер».Maratone-TV70-Michelangelo-Antonioni-2.jpgФото fondazioneprada.org

Сам режиссер частично объяснил проблему своих героев несоответствием современников техническому прогрессу: меняется не только материальный мир, но и сам человек, изменение же моральных, духовных ценностей происходит слишком медленно. Возникает разрыв, проблема адаптации к изменчивому миру. Это и является проблемой Джулианы из «Красной пустыни», как и многих наших современников (не зря все чаще звучат нарекания на бешеный ритм жизни, порабощающий, угнетающий человека).

Так или иначе в своем мире герои Антониони чувствуют себя некомфортно и нередко пытаются из него убежать. Куда-то – в такой себе антицивилизационный пустынный рай («Забриски Пойнт»), в личные отношения («Затмение») или даже смерть («Крик»). Но этот побег бесперспективен.monica-vitti-michelangelo-antonioni-venezia-antonioni-e1deb562edab1f9efa8c3154485cf023-large-1395234-1280x967.jpgФото flashbak.com

Героя (или антигероя?) своей «Красной пустыни» режиссер объяснял так: «Он (Коррадо) бежит и пытается таким образом решить главную проблему своей жизни. Но эта проблема не снаружи, а внутри него». Таким образом, как замечает сам персонаж: «Каждый из нас крутится, вертится, а потом оказывается таким, каким был раньше». Вот обычный рабочий в фильме не желает никуда ехать: ему уютно на своем месте, которого у Коррадо просто нет. Потеряла его и Джулиана. «В душе каждый итальянец стремится не столько к побегу, сколько к приключению. Мы совсем не умеем организовывать свой досуг, давать выход энергии, что в итоге находит разрядку в сексе или преступлении», – писал мастер. В случае «Красной пустыни» можно увидеться и нечто иное. Проблема героев в том, что мир не просто «поймал», а обогнал их, оставив в своеобразном вакууме. Выход из него ищут по-разному: Коррадо – в переездах, Джулиана – в стремлении к самоубийству, также своеобразном побеге. Не зря сквозным образом ленты является корабль. Героиня в финале картины так и не решилась взойти на него. Возможно, и к лучшему. Побег, резкое изменение судьбы вряд ли принесли бы счастье героине, в целом оторванной от реальности…zabriskie-point-1970-002-00m-swr-antonioni-in-canyon.jpgФото bfi.org.uk

А что касается попыток изменить этот мир? В мире Антониони, похоже, и они обречены на неудачу. Характерным тут является образ «левых» студентов в «Забриски Пойнт». Общественная система в этом фильме напоминает пресс, под которым бессильно барахтаются бунтовщики (не потому ли главный герой угоняет самолет, чтобы взлететь?). Сцены с ними изображают фактически образ полицейского государства. «Настоящим революционером становишься тогда, когда тебе проламывают голову, высаживают ногой дверь, когда тебе не дают жить, ходить в школу, работать», – говорит темнокожий студент. «Наша страна скатывается к фашизму, сейчас свиньи-полицейские уже тут, в университете. Что будет дальше – они сядут рядом с нами в аудитории? Придут в наш дом? Будут преследовать нас на улице?» – возмущаются активисты. Не удивительно, что молодежь тянется к борьбе: она лишь входит в большую жизнь и не привыкла к ее атмосфере, чувствует духоту общественной системы. Вместе с тем трудно определить конкретную программу этих довольно неоднозначных (при всей симпатии режиссера) персонажей. Что, если они бунтуют только ради того, чтобы бунтовать? Впрочем, у них есть то, чего недостает многим другим героям Антониони (и, в конце концов, не только им): общее дело, «идеологическое родство», по мнению автора, «становится средством коммуникабельности, достижения взаимопонимания». Было ли это выходом из общественного кризиса в глазах режиссера? Похоже, что нет. Антониони не считал себя пророком. Он только исследовал, пытался показать и по возможности объяснить проблемы людей ХХ столетия. К сожалению, актуальны они и сегодня, так что Микеланджело Антониони еще долго не будет терять своего зрителя.

Заглавное фото rivegauche-filmecritica.com

Вам это будет интересно:
Слепи себе хобби. История гончарства
В краеведческий музей какой страны не зайди, непременно заметишь схожие археологические находки – осколки глиняных изделий. Гончарное ремесло, рожденное тысячелетия назад, но «здравствующее» и сегодня, по праву может считаться одним из самых живучих. Уникальность глины была подмечена нашими далекими предками, которые жили в пещерах...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...
Мехенди – вместо тысячи татуировок
О том, чтобы сделать татуировку, пусть и не настоящую, а всего лишь временную, задумывался каждый второй. Абсолютно безболезненное нанесение рисунков, которые можно поменять через пару недель, предлагает искусство мехенди – роспись хной.Скрываясь от знойного солнца в темной прохладе дворцов и спасаясь от скуки...
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет OUTLOOK.
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
МногоМЕТРОвые красоты
Жители больших городов ежедневно используют метрополитен в качестве транспорта. К сожалению, в стремительном ритме современной жизни мало кто может позволить себе наслаждаться дизайном подземок. OUTLOOK не научился останавливать время, однако мы смогли подобрать для вас пятнадцать наиболее удивительных станций со всего мира.
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти.
Дом, который построил… Необычное жилье
«Халабуды» на деревьях, землянки, тайники – что мы только не строили в детстве. К сожалению, когда взрослеешь, фантазия уходит, и большинство из нас теперь живет в неудобных серых «коробках». Однако есть люди, которые самостоятельно создали жилье своей мечты.
Посол Елена Летисия Тереса Микусински провела дипломатический прием, почетным гостем стал всемирно известный аргентинский певец Джеронимо Рауч
Колонный зал КГГА 11 июня принимал гостей Посольства Аргентинской Республики в Украине по случаю национального праздника. Чрезвычайные и Полномочные Послы, представители правительства и государственных органов, партнеры посольства, бизнес сообщество и СМИ выстроились в длинную очередь, чтобы поздравить руководителя иностранного дипломатического учреждения и выразить свои поздравления дружественное Аргентине.
Присядем?
Гуляя по киевской Пейзажной аллее, всегда замечаешь удивительные скамейки, созданные украинскими мастерами. Моя любимая – с пледом и подушкой, ведь она кажется уютной даже в ненастную погоду. Сидя на ней, я вспомнил картину из детства: бабушки выносят из дома длинную доску, кладут ее одним концом на пенек, другим – на перила подъезда, и получается лавочка. Чем не дизайнерское чудо?
Искусство топиария
Когда я, ещё маленькая девочка, первый раз провела рукой по стриженому кустарнику, мою ладонь царапнули острые края веток, а в нос ударил стойкий аромат туи. Завороженная, я долго не могла оторвать взгляд от конусов, шаров и квадратов, что окружили меня в парке небольшого курортного городка. Мне казалось, я попала в cказку и среди листьев обязательно рассмотрю улыбку Чеширского Кота.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Закрыть
Outlook facebook page