RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ

Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).

«Что беспокоит современного человека? Какой отклик находят в его душе события, происходящие в мире? Вот те вопросы, которые мы должны ставить перед собой в своем творчестве», – пояснял он.

И Антониони изображает духовное состояние человека в условиях распада семейных отношений (Ночь»), господства денег («Затмение»), давления государственной системы («Забриски пойнт») и прогресса («Красная пустыня»). Вообще при всем декларированном западной культурой индивидуализме здесь характерно чувство беспомощности отдельно взятой личности, даже ее ненужности. Она может просто исчезнуть, как Анна в «Приключении», покончить с собой, как Альдо в «Крике», чаще же угнетена рутиной (пусть и такой подчеркнуто богемной, как в «Увеличении»). Не удивительно, что возникает чувство ошибочности, иллюзорности жизни, желание изменить ее, начать с чистого листа, как это сделал, пусть и неудачно, герой ленты «Профессия: репортер».Maratone-TV70-Michelangelo-Antonioni-2.jpgФото fondazioneprada.org

Сам режиссер частично объяснил проблему своих героев несоответствием современников техническому прогрессу: меняется не только материальный мир, но и сам человек, изменение же моральных, духовных ценностей происходит слишком медленно. Возникает разрыв, проблема адаптации к изменчивому миру. Это и является проблемой Джулианы из «Красной пустыни», как и многих наших современников (не зря все чаще звучат нарекания на бешеный ритм жизни, порабощающий, угнетающий человека).

Так или иначе в своем мире герои Антониони чувствуют себя некомфортно и нередко пытаются из него убежать. Куда-то – в такой себе антицивилизационный пустынный рай («Забриски Пойнт»), в личные отношения («Затмение») или даже смерть («Крик»). Но этот побег бесперспективен.monica-vitti-michelangelo-antonioni-venezia-antonioni-e1deb562edab1f9efa8c3154485cf023-large-1395234-1280x967.jpgФото flashbak.com

Героя (или антигероя?) своей «Красной пустыни» режиссер объяснял так: «Он (Коррадо) бежит и пытается таким образом решить главную проблему своей жизни. Но эта проблема не снаружи, а внутри него». Таким образом, как замечает сам персонаж: «Каждый из нас крутится, вертится, а потом оказывается таким, каким был раньше». Вот обычный рабочий в фильме не желает никуда ехать: ему уютно на своем месте, которого у Коррадо просто нет. Потеряла его и Джулиана. «В душе каждый итальянец стремится не столько к побегу, сколько к приключению. Мы совсем не умеем организовывать свой досуг, давать выход энергии, что в итоге находит разрядку в сексе или преступлении», – писал мастер. В случае «Красной пустыни» можно увидеться и нечто иное. Проблема героев в том, что мир не просто «поймал», а обогнал их, оставив в своеобразном вакууме. Выход из него ищут по-разному: Коррадо – в переездах, Джулиана – в стремлении к самоубийству, также своеобразном побеге. Не зря сквозным образом ленты является корабль. Героиня в финале картины так и не решилась взойти на него. Возможно, и к лучшему. Побег, резкое изменение судьбы вряд ли принесли бы счастье героине, в целом оторванной от реальности…zabriskie-point-1970-002-00m-swr-antonioni-in-canyon.jpgФото bfi.org.uk

А что касается попыток изменить этот мир? В мире Антониони, похоже, и они обречены на неудачу. Характерным тут является образ «левых» студентов в «Забриски Пойнт». Общественная система в этом фильме напоминает пресс, под которым бессильно барахтаются бунтовщики (не потому ли главный герой угоняет самолет, чтобы взлететь?). Сцены с ними изображают фактически образ полицейского государства. «Настоящим революционером становишься тогда, когда тебе проламывают голову, высаживают ногой дверь, когда тебе не дают жить, ходить в школу, работать», – говорит темнокожий студент. «Наша страна скатывается к фашизму, сейчас свиньи-полицейские уже тут, в университете. Что будет дальше – они сядут рядом с нами в аудитории? Придут в наш дом? Будут преследовать нас на улице?» – возмущаются активисты. Не удивительно, что молодежь тянется к борьбе: она лишь входит в большую жизнь и не привыкла к ее атмосфере, чувствует духоту общественной системы. Вместе с тем трудно определить конкретную программу этих довольно неоднозначных (при всей симпатии режиссера) персонажей. Что, если они бунтуют только ради того, чтобы бунтовать? Впрочем, у них есть то, чего недостает многим другим героям Антониони (и, в конце концов, не только им): общее дело, «идеологическое родство», по мнению автора, «становится средством коммуникабельности, достижения взаимопонимания». Было ли это выходом из общественного кризиса в глазах режиссера? Похоже, что нет. Антониони не считал себя пророком. Он только исследовал, пытался показать и по возможности объяснить проблемы людей ХХ столетия. К сожалению, актуальны они и сегодня, так что Микеланджело Антониони еще долго не будет терять своего зрителя.

Заглавное фото rivegauche-filmecritica.com

Вам это будет интересно:
Камасан: Деревня шедевров на Бали
Бали – одно из самых популярных мест для зимовки. Океан, вулканы, восхитительная природа и экзотические фрукты...Но есть еще одна причина, о которой мало кто знает, но которая точно заслуживает внимания – уникальная арт-деревня Камасан, давшая начало одноименной балийской живописи. О ней мы и расскажем сегодня на страницах OUTLOOK.
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Мехенди – вместо тысячи татуировок
О том, чтобы сделать татуировку, пусть и не настоящую, а всего лишь временную, задумывался каждый второй. Абсолютно безболезненное нанесение рисунков, которые можно поменять через пару недель, предлагает искусство мехенди – роспись хной.Скрываясь от знойного солнца в темной прохладе дворцов и спасаясь от скуки...
Пабло Пикассо: Поэт для своей эпохи
О Пикассо как о самобытном художнике, графике и скульпторе нам в некоторой степени известно все или почти все. А между тем, другие его ипостаси задвинуты на второй план. Илья Эренбург однажды очень кратко описал отношения Пабло Пикассо с его эпохой: «20-й век нашел в нем своего эксперта по динамитам, своего философа, своего поэта».
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Именно сейчас в австрийском городке Брегенц проходит невероятный ежегодный фестиваль Bregenzer Festspiele 2017. И специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Закрыть
Outlook facebook page