«Теперь ты свободен, масса»
"Теперь ты свободен, масса", - такими словами попрощался старый чернокожий со своим господином на невольничьем аукционе в фильме «Рабство». Более глубокой фразы на такую тему в кино я не слышала. Более полутора века назад после длительной войны Севера и Юга Америка наконец навсегда отказалась от гнетущего строя. С тех пор рабы в Штатах появлялись лишь на экране.
Тема американского рабства – пожалуй, самая плодотворная для режиссеров, желающих поднять идею вечных, теперь уже, ценностей свободы и зацепить наиболее сильные эмоции зрителя. Будь то ужас, жалость или презрение – мало найдется тех, кто сможет равнодушно смотреть на страдания невольников, их окровавленные спины и бездушие рабовладельцев. Разница только в том, как пробиваются к этим эмоциям авторы.
Логично, что лучше всего привлекает внимание к серьезному вопросу то, что легко воспринимается зрителем, – любовь на фоне проблемы. К примеру, «Джанго освобожденный». Два года до гражданской войны, раб, которому повезло, и зверства по отношению к тем, кому посчастливилось меньше. Все это – фон героизма Джанго, который несмотря ни на что стремится к своей любимой жене. Яркий, полный эмоций, живой фильм. По словам режиссера Квентина Тарантино, это, безусловно, история любви. Насколько хорошо или плохо придавать теме некоторой попсовости – вопрос спорный. В конце концов, никому не понравится плакать три часа подряд. Плюс легкого душка масс-маркета в том, что если в Штатах вдруг затерялся человек, который не задумывался о проблеме расизма и истории рабства, то любовь и литры крови, разбрызгиваемые по всем эпизодам этой киноленты, наверняка привлекут его внимание.
Да и вообще, картины о невольничестве в США до гражданской войны явно становятся трендом. К ним даже Брэд Питт в своем продюсерском амплуа решил обратиться – работой «Двенадцать лет рабства». Создатели итальянского постера к фильму решили заманивать зрителей именно Питтом – и ничего, что он появляется в фильме всего на несколько минут, кого волнуют такие условности…
Всем знакомый голливудский шедевр «Унесенные ветром» вскользь, но достаточно ярко зацепил вопрос рабства, борьбы с ним и извращенных представлений участников Ку-Клукс-Клана о своей деятельности. Многогранный и запоминающийся «Облачный атлас» коснулся проблемы человечности порабощенных людей и того, как развивалась эта человечность у их владельцев. Кроме того, каждый уважающий себя сериал сейчас никак не упустит возможности вспомнить о черной, во всех смыслах, странице истории Штатов.
Вопрос в другом: оправдано ли ограничение проблемы изображением только лишь картин страданий? Сегодня рабство все еще есть. Оно приобрело иной смысл, иные формы, но не исчезло. Это способ мышления. И великолепной попыткой понять и показать это в условиях Америки начала ХІХ века стал фильм «Рабство» – история англичанки, которая вышла замуж за плантатора в Джорджии. Крови там поменьше, чем у Тарантино. Зато больше экспрессии в поведении актеров. И сцен из жизни подневольных людей. А вместе с тем можно оценить искаженное восприятие хозяином рабов и заботы о них. «Я читал твой дневник и думал – кто же? Кто этот ужасный человек? А это все я», – сказал в конце фильма героине ее муж. Лента выводит вопрос в более широкую плоскость, показывая, как исчезает пелена с глаз рабовладельца, когда он освобождает своих подчиненных. Именно благодаря этой теме перемен в человеческом сознании картина приобретает свою ценность и актуальность. Поскольку ничто не может сделать фильм более востребованным лучше, чем обращение к психике – она-то, в отличие от исторических условий, не меняется.
Фото из открытых источников