Крестное кино
Бульварный роман американо-итальянского писателя Марио Пьюзо, вышедший в 1969 году, не сразу стал бестселлером. Но продюсеры, увидев в книге потенциал для фильма средней руки, захотели по-быстрому снять кино и «срубить» денег, поэтому и запустили экранизацию в производство. Серьезные мастера не особо заинтересовались проектом, в связи с чем приглашение получил молодой бунтарь Коппола, который должен был сделать свою работу, получить 6% от сборов и скрыться с кинопьедестала. Но не тут-то было.
Снявший к тому моменту несколько малозаметных артхаусных фильмов, своенравный Френсис продолжал ходить в «перспективных ребятах», которых никогда не подпустят к серьезным бюджетам. Однако судьба дала ему шанс. Перепробовав пол-Голливуда, постановщик закрепил две главные роли за скандальным и запойным Марлоном Брандо и никому неизвестным Аль Пачино. Этот «коктейль» не нравился ни инвесторам, ни продюсерам, которые старались переубедить режиссера взять других людей, но Коппола стоял на своем. В конце концов, боссы компании «Парамаунт Пикчерз» махнули рукой и решили, что 6 миллионов как-то да отобьются, а с Фрэнсисом они больше дел иметь не будут.
Начались нервные четырехмесячные съемки. Режиссер понимал, что, скорее всего, это его последняя работа в качестве постановщика, поэтому подрядился адаптировать сценарий «Великого Гэтсби» после завершения «Крестного отца». А тем временем книга Пьюзо набирала неслыханную популярность. Вся Америка зачитывалась жизнеописанием дона Корлеоне, и, говорят, даже 5 знаменитых нью-йоркских мафиозных семей ждали появления ленты… Коппола, перенесший несколько нервных срывов, мучительно заканчивал работу над картиной.
Но уже завершенный фильм никак не переставал быть «проблемным». Чудовищный для кинотеатров хронометраж – 175 минут, да еще и без антракта, отпугивал прокатчиков. «Мало стрельбы и много разговоров», «Нет перспектив на международном рынке», – таковы были вердикты голливудских боссов. Не рискнув устраивать показы для фокус-групп, продюсер картины Роберт Эванс пригласил около 500 руководителей кинотеатров на предпросмотр. Их мнение было не менее удручающим: «Кино так себе, мы купим его для своих залов только по заниженной цене, чтобы хоть что-то заработать…»
И вот, 24 марта 1972 года, у кинотеатра Loews State на Бродвее нежданно-негаданно образовалась внушительная очередь. Несмотря на проливной дождь, люди во что бы то ни стало стремились попасть на экранизацию к тому моменту уже очень популярного романа. И это при том, что его вмиг обогатившийся автор, Марио Пьюзо, как-то признался, что все знания о мафии почерпнул из других книг, а настоящих гангстеров он видел только в кино. Практически 3 часа фильма пролетели для зрителей на одном дыхании. Получается, все предсказания аналитиков и специалистов в мире кино ровным счетом ничего не значили – лента не провалилась. И, кстати, именно со времен «Крестного отца» к прогнозам о будущем успехе или неудаче картины в Голливуде относятся осторожнее, ведь некоторые вещи выше математики. Магия это искусства или просто везение – решайте сами.
Прокатчики, быстро смекнув, что перед ними хит, моментально повысили цену. В то время билет стоил около полутора долларов, но на «Крестного отца» была отдельная такса – три с половиной-четыре. Шесть миллионов, затраченные на производство, плюс еще один – на рекламу принесли создателям порядка 270 миллионов… Коппола вздохнул с облегчением, рассчитался с долгами, купил особняк в Сан-Франциско и начал готовиться к следующей эпопее – «Апокалипсису сегодня», который, к слову, разорит своего создателя и вынудит взяться за продолжение «Крестного отца». Но это уже другая история.
Выходит, что фильм, обреченный на провал, изменил кинематограф. Именно «Крестный отец» с его нереальной прибылью стал первым блокбастером, еще до «Челюстей» и «Звездных войн». Голливудом начали «рулить» не почтенные старцы, а молодые и по-хорошему безбашенные Спилберг, Лукас, Богданович, Скорсезе и другие, уже нынешние, «классики», которые обязаны своим билетом в большое кино именно Копполе. Последний не просто сломал систему, но и финансово помогал коллегам, продюссируя их еще вчера никому не нужные проекты.
Завершим несколькими наиболее интересными фактами из истории картины и пожеланием приятного просмотра тем, кто ее еще не видел.
За все 175 минут экранного времени ни разу не произносится слово «мафия».
Марлон Брандо не пришел ни на премьеру фильма, ни на получение премии «Оскар».
Тираж романа – 10 миллионов экземпляров.
«Корлеоне» – название деревни в Сицилии, много лет служившей убежищем для мафии.
По рассказам создателей, на съемках всегда были какие-то мелкие гангстеры, которые выполняли все команды режиссера и всячески помогали.
Фото: http://artvideo.my1.ru/, http://s50.radikal.ru/, http://pic.powertracker.org/