«Сливки» закрытых аукционов: Сезанн, Поллок, Кунинг.
«Игроки в карты» Поля Сезанна – $259 000 000
«…я встретил его на улице с картиной под мышкой, почти волочащейся по земле. «Дома нет больше денег! Попробую продать эту вещь! Достаточно хорошо сделанный этюд, не правда ли?»
(Из воспоминаний Ренуара)
Сезанн, как и многие покинувшие нас мастера, был бы, скорее всего, шокирован – узнай он о своем посмертном успехе. Немногим более чем сто лет назад он сбывал собственные работы по 40 франков – половину из этой суммы тогда, в конце XIX века, стоила комнатка в Париже, а за 10 франков в месяц мастер кое-как мог обеспечить себя красками и холстами.
Тем не менее весной 2001 года за его «Игроков» была уплачена беспрецедентная сумма, в два раза превышающая прошлый аукционный рекорд – 259 000 000 $. Излишне говорить, что сделка имела огромный резонанс. Заметим лишь, что оценщик-искусствовед из «Lloyd’s of London» Виктор Винер (он же в 2006 году оценивал ущерб, нанесенный локтем Стива Винна картине Пикассо) назвал эту продажу «следующей отправной точкой, которая изменит саму внутреннюю структуру художественного рынка как такового». Покупателем же стала семья эмира Катара – ежегодно правители этого государства, согласно подсчетам аукционных домов, выделяют на приобретение художественных объектов более 1 миллиарда долларов.
Спустя почти 15 лет оценщики в своем большинстве сходятся во мнении, что пятая картина «Игроков в карты» действительно вознесла арт-рынок на новый уровень. Ну а скромное нефтяное государство теперь может встать в один ряд с Метрополитеном (Metropolitan Museum of Art), фондом Барнса (Barnes Foundation), д’Орсе (Musée d’Orsay) и Курто (Courtauld), в которых хранятся остальные четыре «Игрока» Сезанна.
«№ 5, 1948» Джексона Поллока – $140 000 000
«Я не имею ни малейшего представления, как эти обои могут иметь отношение к истории искусства и встать с работами Джотто, Тициана и Веласкеса».
(Художественный критик К. Браун)
Несмотря на это, в 2006-м на закрытых торгах аукциона «Сотбис» холст Поллока был продан за $140 миллионов. К слову, о деталях сделки и точной ее сумме до сих пор ведутся споры, а «The New York Times», опубликовавшая эти данные раньше остальных, так и не разгласила свои источники информации, хоть и настаивала на их авторитетности.
Но речь сейчас все-таки не об этом. Купили “№5” за 140 или же за 145 миллионов, теперь не принципиально. И даже не столь важно, что впервые в список самых дорогих картин ворвался объект, созданный уже в послевоенное время. Соль сделки в совершенном почти 10 лет назад пересмотре ценностей. Или точнее – в расширении их ряда. Впервые в тесный клуб импрессионистов, постимпрессионистов и прочих оцененных ворвался… абстрактный экспрессионизм! Картина, написанная на массивном куске фиброкартона шириной почти в два с половиной метра, представляющая собой феерическую шизофрению из капель, стала второй среди самых дорогих в мире. К слову, именно за эту технику Полокк и получил прозвище Jack the Dipper (Джек-каплеметатель).
Критики сходятся во мнении, что «великий разбрызгиватель» во многом сублимировал самого себя в творчество. Поэтому, всматриваясь в это месиво очертаний, где среди мрачных тонов прорезаются яркие прожилки, видишь самого Поллока. Того Поллока, который лечился в психиатрической лечебнице и всю жизнь страдал от алкогольной зависимости, но в 1949 году стал самым выдающимся художником Америки по версии «Life». Поллока, о котором Дали в своем «Дневнике гения» писал: «Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто». Но тем не менее его «Лето» висит в центральной лондонской галерее «Тейт Модерн» («Tate Modern»). Единственное на всю стену, прямо напротив «Кувшинок» Моне.
«Женщина III» Виллема Кунинга – $137 500 000
«Это, возможно, самая важная послевоенная картина, которая не находится в музее».
(Советник по вопросам продаж арт-объектов Сэнди Хеллер)
И снова в нашем рейтинге абстрактный экспрессионизм – написанная маслом в 1953 году «Женщина III». Ее автор – роттердамец Виллем де Кунинг, правда, создал картину, уже будучи в США. История его путешествий примечательна и широка – от Бельгии до Японии. Эмигрировал в Новый Свет художник в 1925-м – знакомые матросы устроили его уборщиком машинного отделения на трансатлантическом судне. Не зная ни одного английского слова, Виллем в Америке поначалу работал надомным художником, столяром, расписывал витрины и декорировал нелегальные бары, часто из экономии рисовал только черно-белыми красками. Теперь же самое скромное из его творений оценивается минимум в 500 000 $. Что же касается интересующей нас серии картин «Женщины», то они представляют собой «фигуративные абстракции», где Кунинг впервые настолько далеко отошел от привычной своей беспредметной и безличностной манеры. Кто-то называет их шедеврами, а период их написания – первую половину 1950-х – расцветом его гения, кто-то – сгустками невротических мужских комплексов по поводу иного пола и бездарностью. Решать не нам, ведь в 2006 году миллионер Стивен Коэн приобрел «Женщину III» за 137,5 миллионов долларов. Кроме нее, в серии еще пять картин, но все они сейчас разбросаны по мировым галереям и недоступны для амбиций коллекционеров. Любопытно, что и наша рекордсменка до 70-х годов находилась в Музее современного искусства в Тегеране, и лишь в 90-х была продана в частные руки из-за исламской революции.
И, наконец, стоит сказать, что хоть Кунинг и последний в нашем списке, фортуна ему все же улыбалась. Несмотря на точившую изнутри болезнь Альцгеймера, художник прожил 92 года, имел тысячи раз переделанную по своим чертежам огромную мастерскую на Лонг-Айленде и таки застал свой успех. В 1989 году его «Interchange» была продана за $20,68 млн на аукционе «Сотбис» ровно за 8 лет до смерти экспрессиониста.