История создания фильма "Бесконечная история"
А там – и настоящие болота с насекомыми, и неуправляемые улитки с моторчиками, и актеры, машущие мохнатыми лапами вервольфа. Если поставить «Историю» в один ряд с современными «Хрониками Нарнии», то режиссеру первой, Вольфгангу Петерсену, пришлось выполнять буквально ювелирные работы зазубренной столовой ложкой. Занятие не только «бесконечное», но и «бесконечно сложное».
В 80-е спецэффекты рождались по принципу очумелых ручек, из заказываемых, а порой и просто подручных материалов. Так что всех сказочных персонажей «Бесконечной истории» можно было потрогать руками. Собственно, прикоснуться ко многим из них вполне реально и сейчас. В музее Bavaria Film Studios можно запросто взобраться на шею эпичному летающему дракону Фалькору (внушительная 15-метровая конструкция с каркасом из авиационной стали). Сил на ее изготовление потратили немерено: туловище куклы было покрыто 10 тысячами чешуек и обклеено центнером ангорской шерсти розового цвета. Одна только миловидная собачья морда весит под сотню килограмм, а всего у этого самодельного исполина 16 подвижных деталей, которые управлялись 36 снастями.
Созданию каменного гиганта Скалоеда сопутствовал не меньший размах – было изготовлено целых три модели, самая простая из которых, даже в сидячем положении, достигала высоты 1,6 метра. Вторая – персонаж верхом на своем каменном велосипеде – весила добрый центнер. При этом у него могли двигаться только глаза и ноги, а вот само транспортное средство было вполне ездовым – выручил встроенный электромотор. Впрочем, механизмы и куклы были не везде. В эпизоде, где каменный человек слазит с веломобиля, не справились без помощи актера. Для этого создали неимоверно тяжелый и жаркий резиновый костюм, в котором просто дышать и двигаться уже было достижением. Подтверждает это тот факт, что однажды «дублер» Скалоеда оступился, упал навзничь и… без помощи коллег не смог подняться.
По аналогии с велосипедом функционирующий мотор был встроен и в улитку, и это несмотря на то, что дополнительно ею управляли семь кукловодов. Правда, даже такого контроля оказалось недостаточно, и как-то во время съемок улитка на большой скорости слетела с рельсов, едва не покалечив актера, сидящего на ней. Радует то, что эта гонщица использовалась на площадке фильма всего три дня и обошлось без жертв.
Сонная летучая мышь в реальности имела более 2 метров в длину. Для того чтобы она «ожила» в кадре, двое кукловодов накачивали меха, имитируя дыхание, а еще один управлял ноздрями и веками.
Гигантскую 15-метровую черепаху Морлу в полный размер не изготавливали. Вместо этого отдельно создали подвижную мордочку и панцирь из замаскированного водного аттракциона. Несмотря на все хитрости, 12-летнему Атрейу в эпизоде все равно пришлось бы падать с большой высоты. Ребенка в итоге убрали из кадра и задействовали единственного в мире профессионального каскадера с комплекцией подростка.
В роли огромного волка-оборотня Гморка вначале хотели использовать датского дога. Но, примерив на собаку грим, пришлось признать, что она даже в камуфляже не походит на персонажа. В результате ситуацию снова спасла кукла, с подвижными глазами, губами, носом и даже языком. Сцену же, где монстр гонится за Атрейу, решили снимать от лица преследователя: для этого на платформу уложили актера с надетыми мохнатыми лапами, который активно размахивал ими в воздухе. Вот такие вот элементарные «швы» на изнанке, казалось бы, реалистичной погони.
Но больше всего трудностей возникло со сказочными декорациями, в том числе и с Башней из слоновой кости, где обитала Императрица Фантазии. Модель получилась, что ни говори, впечатляющей, но яркая лампа, которой она подсвечивалась изнутри, и аномальная жара того лета не пошли ей на пользу… Башня заметно подплавилась прямо на площадке.
Отдельно стоит рассказать о создании Болот Печали. Режиссер решил не мудрить, и с ближайших территорий осушительных работ завезли несколько грузовиков обыкновенной грязи. Не учли только одну мелочь: в натуральном месиве притаились вовсе не бутафорные личинки. Из-за жары и палящих софитов на съемочной площадке расплодились полчища комаров и мошкары – работа превратилась в пытку. В итоге действительно «печальную» жижу пришлось срочно вывозить и заменять искусственной, а специалисты еще два дня вытравливали насекомых.
Думаю, все помнят самый трагичный эпизод, когда верный товарищ Атрейу, конь Артакс, падает духом и обреченно тонет в пучине... Но куда уж там! В реальности лошадь не собиралась сдаваться и упорно вылезала из резервуара с грязью. Помучавшись с ней две недели, дрессировщик был вынужден выписать другое животное. И снова конфуз – привезли не белого, а каурого скакуна. Пришлось перекрашивать.
Напоследок стоит сказать, что, пройдя через все девять кругов съемочного процесса, перед создателями внезапно нарисовался десятый – писательское неодобрение. Михаэль Энде, автор одноименного романа, был крайне разочарован фильмом и даже потребовал прекратить съемки. Дескать, по книге мальчик Бастиан должен страдать лишним весом, Императрица – быть снежно-белой блондинкой, а Атрейу – иметь зеленую кожу и синие волосы. Энде даже подал в суд, но, к счастью киноманов, проиграл, и «Бесконечная история» таки увидела свет.
Фото: st-im.kinopoisk.ru, www.digitalproduction.com, videonasha.ru, assets.cdn.moviepilot.de, i.huffpost.com.