ДИАЛЛО ИССА – ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АФРИКАНСКОГО СОВЕТА В УКРАИНЕ: "Главная наша миссия – это обеспечить диалог разных культур»
Когда в 1986 году уезжал из Гвинеи, то и не подозревал, что останусь жить в Украине. И абсолютно ничего не знал об этой стране, кроме как то, что это одна из 15 республик, которые входят в состав СССР Разговаривая на французском и английском языках, на русском я мог сказать только одно слово – «перерыв».
В столицу Украины я попал по распределению в Москве, откуда меня отправили учиться в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Мое первое впечатление - невероятная страна. У меня на родине даже цвет земли отличается. В Африке она как будто красная, а здесь черная и серая. Это уже потом я узнал, что у вас самый лучший чернозем в мире, на котором растет все. Даже если палку бросить – она пустит корни.
В Украине очень красивые и трудолюбивые женщины. Правда, когда я впервые их увидел, был шокирован. Я приехал поездом и заметил, что везде работают представительницы прекрасного пола. У нас женщин в основном можно встретить в офисе или на рынке. Но на рельсах тяжелая физическая работа – было непривычно, и очень впечатлило.
Тяжелее всего было привыкать к погоде и местной кухне. Украинские блюда очень отличались от того, что я привык кушать. Причем всем – цветом, запахом, вкусом и даже принципом готовки. У нас еда больше острая, а здесь приправы используют очень мало. Кроме того, впервые пришлось готовить самостоятельно. В нашей семье я один мальчик и пять сестер, и меня никогда не допускали к кухне. Поэтому пришлось учиться – сначала жарить яйцо, потом - картошку. В конце первого курса уже мог даже плов приготовить и сварить борщ. Но самой сложной была адаптация к погоде. Между зимой и летом здесь очень большой перепад температур. Увы, но к холодам я не привык до сих пор. И как бы хорошо и тепло ни оделся, какие бы перчатки ни носил, руки, особенно пальцы, все равно мерзнут.
Авиация – это любовь и хобби всей жизни. Но работать в этой сфере и по первому моему образованию не пришлось. Закончив механический факультет, я стараюсь не потерять квалификацию и постоянно стажируюсь на разных курсах. Есть даже сертификат переводчика научно-технических текстов. Но зарабатывать на жизнь, занимаясь бизнесом, помогает второй диплом менеджера по персоналу. Я свободновладею английским, французским и русским языками. Разговариваю на нескольких африканских диалектах и немного на арабском. Знаю и украинский, но считаю, что не идеально.
Большинство африканцев в Украине – студенты: одни приезжают, другие уезжают. И этот поток никогда не иссякает. Есть еще две категории – беженцы и те, кто остался здесь жить, создав семью или начав бизнес. Больше всего выходцев из Нигерии: у них самая большая диаспора в Украине. Дальше идут Марокко, Конго, Камерун, есть и из моей страны – Гвинеи. В последнее время все больше прибывает людей из Судана. Представлена и ЮАР, но в основном деловыми людьми.
Все африканцы, которые приезжают в Украину – мирные и дружелюбные люди, которые хотят или учиться, или работать. Поверьте: никто не станет ехать за 10 тысяч километров ради того, чтобы махать кулаками. В Африке, если бы люди этого хотели, проблем достаточно. Поэтому обо всех, кто приехал сюда, можно со стопроцентной уверенностью сказать: они хотят иметь полезные контакты, ищут поддержки и понимания.
Ситуация с адаптацией африканцев в Украине не оптимистична. С высшим образованием и с очень высокой квалификацией найти работу здесь практически невозможно. Повезти может разве что с вакансией в представительстве иностранной компании, где большим плюсом есть хорошее знание иностранных языков. Как вариант – это создавать себе рабочие места. В основном это сферы обслуживания и торговли, где не нужны большие деньги. Или же возвращаться домой, где тоже не будет работы, если до окончания учебы кто-то из родственников или знакомых не поможет с ее поиском. И ты начинаешь все с нуля, несмотря на образование и то, что учился как государственный стипендиат. Поэтому многие, получив диплом, едут в третьи страны.
Африканский совет в Украине создавался с целью объединить выходцев из африканских стран. До этого было несколько неудачных попыток объединить всех под одной крышей. Основывались какие-то студенчества, землячества из одной страны. Но все они не имели юридического оформления. Мы видели необходимость этого шага. Особенно в 2006-2008 годах, когда был большой всплеск ксенофобии и расизма в Украине. На африканцев часто нападали и избивали. И мы поняли: если не создать что-то официальное, будет сложно привлечь внимание ко всем этим проблемам, а соответственно и решать их. Вот так в 2010-м году и появился Африканский совет в Украине.
Начинать новое непросто, и критиков всегда хватает. Нам говорили: до вас никто не мог этого сделать, и вы тоже зря потеряете время. Но я не устаю повторять: люди разные, и цели разные. Главное – твое желание и вера. Так оно и вышло: мы сделали то, что хотели, объединив усилия и интересы 40 разных африканских общин и землячеств.
За 5 неполных лет мы доказали, что мы можем, и с нами уже считаются. Наша организация является членом разных ассоциаций. Например, Союза национальных меньшинств, который работает и с Верховной Радой, и с Кабинетом Министров, и с местными властями. Африканский совет входит в состав наблюдательного совета при Министерстве иностранных дел. Нас приглашают для участия в международных конференциях за рубежом, например, в 2014-м в Вене. А в этом году как общественная организация, которая очень активно работает в Украине по вопросам интеграции и взаимопониманию, были приглашены в Кишинев.
У нас в организации – все волонтеры. Ведь Африканский совет денег не зарабатывает, и никто за свою работу зарплату не получает. Но, несмотря на это, у нас много советников из числа украинцев, которые нам помогают. Есть африканцы и афроукраинцы – это те, у кого один из родителей родом из Африки. Каждый занимается тем делом, которое знает, и может быть максимально полезен.
Мы не только помогаем интегрироваться африканцам в Украине, но знакомим самих украинцев с нашей культурой. А у себя на родине рассказываем, что в мире есть очень красивая страна и талантливая нация. Ведь раньше, когда ты говорил Киев, все считали, что это Россия. Но в последнее время, особенно из-за последних событий, все в Африке уже знают: это два абсолютно разных государства.
Все мы работаем ради искоренения проявлений ксенофобии и расизма. Ведь подобные вещи происходят из-за незнания других культур и обычаев. Поэтому надо больше рассказывать, кто и что мы за люди? И вот через такой диалог больше узнавать друг о друге, находя взаимопонимание. Нужно убирать созданные незнанием искусственные преграды – и много вопросов тогда отпадает.
Официально в Украине никто не хочет признавать наличие ксенофобии и расизма. И пытаются все острые моменты замять. Но только из-за молчания проблема сама по себе не исчезнет. Самый свежий пример – нападение на африканцев на одном из последних футбольных матчей на «Олимпийском». Был ранен человек, и только потому стоит вопрос расследования этого дела. Хотя пострадало гораздо больше людей, но они не написали заявлений. А все потому, что не верят в украинскую правоохранительную систему и честное расследование. Пострадавшего африканца могут вызывать на допросы десятки раз, но не искать виновного. Если, конечно, не случилось убийство. То есть там, где есть жесткий криминал со смертью, – там еще можно рассчитывать на закон. Но если речь идет о хулиганских действиях, с расследованием так тянут, что в конце концов потерпевшие забирают заявления. А в случае повторения истории африканцы не спешат искать защиты в милиции, ибо не хотят проходить этот сложный путь допросов и унижений.
Бытовых историй неуважения африканцев также немало. Например, очень часто в автобусе возле него них не сядет и не станет рядом. Но мы на такое не обращаем внимание. Люди разные, но большинство – хорошие и дружелюбные. И даже если позитива немного, именно от него надо получать удовольствие. Мы всем говорим: обращайте внимание на позитив и сами излучайте позитив. И главное – улыбайтесь. Ведь улыбка всегда объединяет.
Мы много работаем над тем, чтобы украинцы нас лучше узнали и поняли. Например, мы проводим культурные встречи, которые называются «Живые библиотеки». Мы считаем: каждый человек – это уникальная книга, причем живая. И именно он лучше всего может рассказать о своей стране, о культуре и традициях. Мы собираем людей, которые могут поделиться своими знаниями с другими. Часто встречи сопровождаются дегустациями национальных кухонь и разными мастер-классами. Мы хотим, чтобы нас узнали и поняли, что так же мы любим и уважаем Украину и ее народ.