RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Этой музыке полторы тысячи лет. Нежные, обволакивающие мелодии, сыгранные на флейте дудук, называют «голосом вечности». В Армении, где люди чтят народные мотивы, верят, что в дудук вселилась душа абрикосового дерева — и заставила дерево зазвучать. Они вписываются протяжным и пронизывающим звучанием, пробуждающим легкую ностальгию.

Духовые музыкальные инструменты Востока похожи друг на друга. Грузинский дудуки, азербайджанский ясти баламан, турецкий мей, армянская флейта дудук… Один из мастеров перкуссии, который часто задавал ритм для соло флейты, называл дудук самым задушевным инструментом и рассказывал, что его музыка способна вызвать у слушателей магическое чувство любви.

По легенде, один музыкант, живший у тихой заводи, путешествовал по близлежащим селам и играл на дудуке. В одном селении жила красавица, прославившаяся в округе тем, что никто не мог произвести на нее впечатление. Однако, услышав дудук, девушка была настолько очарована, что полюбила музыканта…

Мало передать нежность лирических мелодий – дудук еще нужно правильно смастерить. Так, Дживан Гаспарян, всемирно известный армянский музыкант, популяризировавший дудук, рассказывал, что самое красивое звучание дает инструмент, сделанный из дикого абрикоса. Пристальное внимание к материалу тоже передает любовь, с которой мастера своего дела вкладывали душу в изготовление музыкальных инструментов. Им тщетно пытались подражать, делая дудук из сливового и орехового деревьев. Подделки годились лишь для того, чтобы воспроизвести мелодию по нотам, но не передавали мелодичности «абрикосового» инструмента. Так путем проб и ошибок мастера и музыканты поняли, что из любого другого дерева, кроме абрикоса, извлекаются грубые, гнусавые звуки. А также осознали, что дудук нужно делать с широкой тростью, чтобы звук был прекрасным — и немного печальным.

Историки спорят, сколько лет музыке дудука. Некоторые называют цифру 1500, другие, убежденные, что именно дудук изображен в летописях государства Урарту, отсчитывают 3000 лет. Да и сам дудук в тех или иных вариациях путешествовал по всему миру, кочуя от Болгарии, Сербии и Хорватии, где его знали под названием кавал, до Китая (инструмент гуань), Кореи (музыка пири) и Японии (композиции хирикири).

Фото musicofarmenia.com

В Армении верят, что дудук нужно передавать из поколения в поколение, чтобы память предков не стиралась. Прикосновение к этому музыкальному инструменту напоминает ритуал обращения к духам родственников, которых музыкант никогда не встречал. Таинственность звучания, секреты мастерства, поддерживающие ореол мистерии, — все это послужило причиной тому, что в 2005 году ЮНЕСКО признала армянский дудук шедевром Всемирного нематериального культурного наследия.

Традиционно музыку на нем исполняли соло, однако с приходом Советской власти в Армении появилась манера аккомпанировать на барабане дхол, воссоздавая народные ритмы. Тем не менее, современные ученые, такие как Энди Нэрсессиан, утверждают, что музыка дудука не имела ничего общего с сельской местностью. Хотя и напоминала фолк-мотивы. Более того, ранние записи, которые дошли до наших дней, напоминали мелодии турецкой флейты мей. И это неудивительно: восточную Турцию населяло множество выходцев из Армении.

Дживан Гаспарян так описывал ранние эпизоды из истории инструмента: «Вначале дудук ничем не отличался от свирели, называемой гхамиш. Я имею в виду не тот музыкальный инструмент, который мы знаем сегодня, а более длинную свирель, что стала основой для дудука. С годами свирель становилась все тоньше, и пришлось присоединить дополнительную часть — мас». Музыкант рассказывал, что часто в детстве ходил в кино, чтобы посмотреть музыкальные фильмы. И хотя сюжеты давно забыты, Дживан Гаспарян отчетливо помнил, какие мелодии были сыграны на флейте дудук. Тогда в ереванских кинотеатрах транслировали фильм Амбарцума Бек-Назарова «Пэпо», где одна из музыкальных партий как раз была предназначена для исполнения флейтой дудук.

В период, описанный известным исполнителем, среди широкой аудитории резко вырос интерес к этой необычной музыке. Это было связано с выступлениями музыканта Маргара Маргаряна, который решил сделать инструмент более удобным для настройки на нужную тональность и придал входной части коническую форму. В то же самое время флейту, которая в Армении носила название «циранапох» (в переводе — «абрикосовая дудка»), решили окрестить словом «дудук», чтобы русскоязычная публика лучше запоминала название. Профессионализм выступлений помог устранить представление о дудуке как об инструменте, на котором играли пастухи, чтобы скоротать свободное время.

Для того, чтобы исполнять музыку на флейте дудук, рекомендуется использовать грудно-брюшное дыхание, чтобы нужный звук достигался с завидной легкостью. Среди прочих советов экспертов начинающим музыкантам – нужно держать дудук под углом пятьдесят градусов, проследить, чтобы трость была немного раскрыта, набирать дыхание лишь по окончании музыкальной фразы.

Фото ic.pics.livejournal.com

Среди музыкальных заметок можно найти воспоминание о том, как один из современников Маргара Маргаряна — Левон Мадоян — играл композиции в двух частях. Он приглашал на сцену второго музыканта, которому доверял ответственное задание — обеспечивать тонический фон в то время, когда исполняется мелодия. Люди, осведомленные в теории музыки, знали, что ведущая партия исполняется флейтой дудук, а аккомпанемент исполняется на ее разновидности под названием «дам». Возвращаясь к впечатлению от музыки, обнаруживаем, что первая мелодия напоминала грустную, протяжную песню, и достигалось это атмосферное звучание стараниями музыканта, извлекавшего из инструмента «дам» звуки, похожие на бас волынки. Затем эта печальная музыка переходила в другое состояние, приближаясь к ритму медленного танца. Видимо, тогда появилась традиция, нынче свойственная исполнителям армянской народной музыки – играть повторяющиеся эпизоды тихо, пианиссимо, создавая контраст с ведущей линией мелодии.

Фото crystalelephant.ru

Заглавное фото nurwind.соm

Вам это будет интересно:
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ
Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
МногоМЕТРОвые красоты
Жители больших городов ежедневно используют метрополитен в качестве транспорта. К сожалению, в стремительном ритме современной жизни мало кто может позволить себе наслаждаться дизайном подземок. OUTLOOK не научился останавливать время, однако мы смогли подобрать для вас пятнадцать наиболее удивительных станций со всего мира.
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти.
Дом, который построил… Необычное жилье
«Халабуды» на деревьях, землянки, тайники – что мы только не строили в детстве. К сожалению, когда взрослеешь, фантазия уходит, и большинство из нас теперь живет в неудобных серых «коробках». Однако есть люди, которые самостоятельно создали жилье своей мечты.
Крылатые символы народов
У каждого государства есть свои официальные символы: флаг, герб и гимн. Но, помимо традиционных «опознавательных знаков», есть и народные – к примеру, любимая птица. Именно о них далее в OUTLOOK. Чтобы «задокументировать» народную любовь, в 1960 году в Токио на международной конференции по защите пернатых было принято понятие «национальная птица».
Армянские хачкары: Поэма в камне
…Виртуозный резец вдохнул в холодную каменную глыбу жар живой души и создал хачкар – вдохновенное повествование о духовном поиске и тоске о потерянном рае. Неспешно разворачиваются цепкие кольца древних таинств в завитках мистических орнаментов.
Посол Елена Летисия Тереса Микусински провела дипломатический прием, почетным гостем стал всемирно известный аргентинский певец Джеронимо Рауч
Колонный зал КГГА 11 июня принимал гостей Посольства Аргентинской Республики в Украине по случаю национального праздника. Чрезвычайные и Полномочные Послы, представители правительства и государственных органов, партнеры посольства, бизнес сообщество и СМИ выстроились в длинную очередь, чтобы поздравить руководителя иностранного дипломатического учреждения и выразить свои поздравления дружественное Аргентине.
Присядем?
Гуляя по киевской Пейзажной аллее, всегда замечаешь удивительные скамейки, созданные украинскими мастерами. Моя любимая – с пледом и подушкой, ведь она кажется уютной даже в ненастную погоду. Сидя на ней, я вспомнил картину из детства: бабушки выносят из дома длинную доску, кладут ее одним концом на пенек, другим – на перила подъезда, и получается лавочка. Чем не дизайнерское чудо?
Искусство топиария
Когда я, ещё маленькая девочка, первый раз провела рукой по стриженому кустарнику, мою ладонь царапнули острые края веток, а в нос ударил стойкий аромат туи. Завороженная, я долго не могла оторвать взгляд от конусов, шаров и квадратов, что окружили меня в парке небольшого курортного городка. Мне казалось, я попала в cказку и среди листьев обязательно рассмотрю улыбку Чеширского Кота.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Камасан: Деревня шедевров на Бали
Бали – одно из самых популярных мест для зимовки. Океан, вулканы, восхитительная природа и экзотические фрукты...Но есть еще одна причина, о которой мало кто знает, но которая точно заслуживает внимания – уникальная арт-деревня Камасан, давшая начало одноименной балийской живописи. О ней мы и расскажем сегодня на страницах OUTLOOK.
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики, так и путем выполнения социальной миссии.
Пабло Пикассо: Поэт для своей эпохи
О Пикассо как о самобытном художнике, графике и скульпторе нам в некоторой степени известно все или почти все. А между тем, другие его ипостаси задвинуты на второй план. Илья Эренбург однажды очень кратко описал отношения Пабло Пикассо с его эпохой: «20-й век нашел в нем своего эксперта по динамитам, своего философа, своего поэта».
Закрыть
Outlook facebook page