Дудук: музыка, пробуждающая любовь
Духовые музыкальные инструменты Востока похожи друг на друга. Грузинский дудуки, азербайджанский ясти баламан, турецкий мей, армянская флейта дудук… Один из мастеров перкуссии, который часто задавал ритм для соло флейты, называл дудук самым задушевным инструментом и рассказывал, что его музыка способна вызвать у слушателей магическое чувство любви.Фото nurwind.com
По легенде, один музыкант, живший у тихой заводи, путешествовал по близлежащим селам и играл на дудуке. В одном селении жила красавица, прославившаяся в округе тем, что никто не мог произвести на нее впечатление. Однако, услышав дудук, девушка была настолько очарована, что полюбила музыканта…
Мало передать нежность лирических мелодий – дудук еще нужно правильно смастерить. Так, Дживан Гаспарян, всемирно известный армянский музыкант, популяризировавший дудук, рассказывал, что самое красивое звучание дает инструмент, сделанный из дикого абрикоса. Пристальное внимание к материалу тоже передает любовь, с которой мастера своего дела вкладывали душу в изготовление музыкальных инструментов. Им тщетно пытались подражать, делая дудук из сливового и орехового деревьев. Подделки годились лишь для того, чтобы воспроизвести мелодию по нотам, но не передавали мелодичности «абрикосового» инструмента. Так путем проб и ошибок мастера и музыканты поняли, что из любого другого дерева, кроме абрикоса, извлекаются грубые, гнусавые звуки. А также осознали, что дудук нужно делать с широкой тростью, чтобы звук был прекрасным — и немного печальным.
Историки спорят, сколько лет музыке дудука. Некоторые называют цифру 1500, другие, убежденные, что именно дудук изображен в летописях государства Урарту, отсчитывают 3000 лет. Да и сам дудук в тех или иных вариациях путешествовал по всему миру, кочуя от Болгарии, Сербии и Хорватии, где его знали под названием кавал, до Китая (инструмент гуань), Кореи (музыка пири) и Японии (композиции хирикири).Фото musicofarmenia.com
В Армении верят, что дудук нужно передавать из поколения в поколение, чтобы память предков не стиралась. Прикосновение к этому музыкальному инструменту напоминает ритуал обращения к духам родственников, которых музыкант никогда не встречал. Таинственность звучания, секреты мастерства, поддерживающие ореол мистерии, — все это послужило причиной тому, что в 2005 году ЮНЕСКО признала армянский дудук шедевром Всемирного нематериального культурного наследия.
Читайте также: Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Традиционно музыку на нем исполняли соло, однако с приходом Советской власти в Армении появилась манера аккомпанировать на барабане дхол, воссоздавая народные ритмы. Тем не менее, современные ученые, такие как Энди Нэрсессиан, утверждают, что музыка дудука не имела ничего общего с сельской местностью. Хотя и напоминала фолк-мотивы. Более того, ранние записи, которые дошли до наших дней, напоминали мелодии турецкой флейты мей. И это неудивительно: восточную Турцию населяло множество выходцев из Армении.Фото kartour.am
Дживан Гаспарян так описывал ранние эпизоды из истории инструмента: «Вначале дудук ничем не отличался от свирели, называемой гхамиш. Я имею в виду не тот музыкальный инструмент, который мы знаем сегодня, а более длинную свирель, что стала основой для дудука. С годами свирель становилась все тоньше, и пришлось присоединить дополнительную часть — мас». Музыкант рассказывал, что часто в детстве ходил в кино, чтобы посмотреть музыкальные фильмы. И хотя сюжеты давно забыты, Дживан Гаспарян отчетливо помнил, какие мелодии были сыграны на флейте дудук. Тогда в ереванских кинотеатрах транслировали фильм Амбарцума Бек-Назарова «Пэпо», где одна из музыкальных партий как раз была предназначена для исполнения флейтой дудук.
В период, описанный известным исполнителем, среди широкой аудитории резко вырос интерес к этой необычной музыке. Это было связано с выступлениями музыканта Маргара Маргаряна, который решил сделать инструмент более удобным для настройки на нужную тональность и придал входной части коническую форму. В то же самое время флейту, которая в Армении носила название «циранапох» (в переводе — «абрикосовая дудка»), решили окрестить словом «дудук», чтобы русскоязычная публика лучше запоминала название. Профессионализм выступлений помог устранить представление о дудуке как об инструменте, на котором играли пастухи, чтобы скоротать свободное время.
Для того, чтобы исполнять музыку на флейте дудук, рекомендуется использовать грудно-брюшное дыхание, чтобы нужный звук достигался с завидной легкостью. Среди прочих советов экспертов начинающим музыкантам – нужно держать дудук под углом пятьдесят градусов, проследить, чтобы трость была немного раскрыта, набирать дыхание лишь по окончании музыкальной фразы.Фото vamelo.com
Среди музыкальных заметок можно найти воспоминание о том, как один из современников Маргара Маргаряна — Левон Мадоян — играл композиции в двух частях. Он приглашал на сцену второго музыканта, которому доверял ответственное задание — обеспечивать тонический фон в то время, когда исполняется мелодия. Люди, осведомленные в теории музыки, знали, что ведущая партия исполняется флейтой дудук, а аккомпанемент исполняется на ее разновидности под названием «дам». Возвращаясь к впечатлению от музыки, обнаруживаем, что первая мелодия напоминала грустную, протяжную песню, и достигалось это атмосферное звучание стараниями музыканта, извлекавшего из инструмента «дам» звуки, похожие на бас волынки. Затем эта печальная музыка переходила в другое состояние, приближаясь к ритму медленного танца. Видимо, тогда появилась традиция, нынче свойственная исполнителям армянской народной музыки – играть повторяющиеся эпизоды тихо, пианиссимо, создавая контраст с ведущей линией мелодии.
Заглавное фото nurwind.соm