RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Дудук: музыка, пробуждающая любовь

Этой музыке полторы тысячи лет. Нежные, обволакивающие мелодии, сыгранные на флейте дудук, называют «голосом вечности». В Армении, где люди чтят народные мотивы, верят, что в дудук вселилась душа абрикосового дерева — и заставила дерево зазвучать. Они вписываются протяжным и пронизывающим звучанием, пробуждающим легкую ностальгию.

Духовые музыкальные инструменты Востока похожи друг на друга. Грузинский дудуки, азербайджанский ясти баламан, турецкий мей, армянская флейта дудук… Один из мастеров перкуссии, который часто задавал ритм для соло флейты, называл дудук самым задушевным инструментом и рассказывал, что его музыка способна вызвать у слушателей магическое чувство любви.

По легенде, один музыкант, живший у тихой заводи, путешествовал по близлежащим селам и играл на дудуке. В одном селении жила красавица, прославившаяся в округе тем, что никто не мог произвести на нее впечатление. Однако, услышав дудук, девушка была настолько очарована, что полюбила музыканта…

Мало передать нежность лирических мелодий – дудук еще нужно правильно смастерить. Так, Дживан Гаспарян, всемирно известный армянский музыкант, популяризировавший дудук, рассказывал, что самое красивое звучание дает инструмент, сделанный из дикого абрикоса. Пристальное внимание к материалу тоже передает любовь, с которой мастера своего дела вкладывали душу в изготовление музыкальных инструментов. Им тщетно пытались подражать, делая дудук из сливового и орехового деревьев. Подделки годились лишь для того, чтобы воспроизвести мелодию по нотам, но не передавали мелодичности «абрикосового» инструмента. Так путем проб и ошибок мастера и музыканты поняли, что из любого другого дерева, кроме абрикоса, извлекаются грубые, гнусавые звуки. А также осознали, что дудук нужно делать с широкой тростью, чтобы звук был прекрасным — и немного печальным.

Историки спорят, сколько лет музыке дудука. Некоторые называют цифру 1500, другие, убежденные, что именно дудук изображен в летописях государства Урарту, отсчитывают 3000 лет. Да и сам дудук в тех или иных вариациях путешествовал по всему миру, кочуя от Болгарии, Сербии и Хорватии, где его знали под названием кавал, до Китая (инструмент гуань), Кореи (музыка пири) и Японии (композиции хирикири).

Фото musicofarmenia.com

В Армении верят, что дудук нужно передавать из поколения в поколение, чтобы память предков не стиралась. Прикосновение к этому музыкальному инструменту напоминает ритуал обращения к духам родственников, которых музыкант никогда не встречал. Таинственность звучания, секреты мастерства, поддерживающие ореол мистерии, — все это послужило причиной тому, что в 2005 году ЮНЕСКО признала армянский дудук шедевром Всемирного нематериального культурного наследия.

Традиционно музыку на нем исполняли соло, однако с приходом Советской власти в Армении появилась манера аккомпанировать на барабане дхол, воссоздавая народные ритмы. Тем не менее, современные ученые, такие как Энди Нэрсессиан, утверждают, что музыка дудука не имела ничего общего с сельской местностью. Хотя и напоминала фолк-мотивы. Более того, ранние записи, которые дошли до наших дней, напоминали мелодии турецкой флейты мей. И это неудивительно: восточную Турцию населяло множество выходцев из Армении.

Дживан Гаспарян так описывал ранние эпизоды из истории инструмента: «Вначале дудук ничем не отличался от свирели, называемой гхамиш. Я имею в виду не тот музыкальный инструмент, который мы знаем сегодня, а более длинную свирель, что стала основой для дудука. С годами свирель становилась все тоньше, и пришлось присоединить дополнительную часть — мас». Музыкант рассказывал, что часто в детстве ходил в кино, чтобы посмотреть музыкальные фильмы. И хотя сюжеты давно забыты, Дживан Гаспарян отчетливо помнил, какие мелодии были сыграны на флейте дудук. Тогда в ереванских кинотеатрах транслировали фильм Амбарцума Бек-Назарова «Пэпо», где одна из музыкальных партий как раз была предназначена для исполнения флейтой дудук.

В период, описанный известным исполнителем, среди широкой аудитории резко вырос интерес к этой необычной музыке. Это было связано с выступлениями музыканта Маргара Маргаряна, который решил сделать инструмент более удобным для настройки на нужную тональность и придал входной части коническую форму. В то же самое время флейту, которая в Армении носила название «циранапох» (в переводе — «абрикосовая дудка»), решили окрестить словом «дудук», чтобы русскоязычная публика лучше запоминала название. Профессионализм выступлений помог устранить представление о дудуке как об инструменте, на котором играли пастухи, чтобы скоротать свободное время.

Для того, чтобы исполнять музыку на флейте дудук, рекомендуется использовать грудно-брюшное дыхание, чтобы нужный звук достигался с завидной легкостью. Среди прочих советов экспертов начинающим музыкантам – нужно держать дудук под углом пятьдесят градусов, проследить, чтобы трость была немного раскрыта, набирать дыхание лишь по окончании музыкальной фразы.

Фото ic.pics.livejournal.com

Среди музыкальных заметок можно найти воспоминание о том, как один из современников Маргара Маргаряна — Левон Мадоян — играл композиции в двух частях. Он приглашал на сцену второго музыканта, которому доверял ответственное задание — обеспечивать тонический фон в то время, когда исполняется мелодия. Люди, осведомленные в теории музыки, знали, что ведущая партия исполняется флейтой дудук, а аккомпанемент исполняется на ее разновидности под названием «дам». Возвращаясь к впечатлению от музыки, обнаруживаем, что первая мелодия напоминала грустную, протяжную песню, и достигалось это атмосферное звучание стараниями музыканта, извлекавшего из инструмента «дам» звуки, похожие на бас волынки. Затем эта печальная музыка переходила в другое состояние, приближаясь к ритму медленного танца. Видимо, тогда появилась традиция, нынче свойственная исполнителям армянской народной музыки – играть повторяющиеся эпизоды тихо, пианиссимо, создавая контраст с ведущей линией мелодии.

Фото crystalelephant.ru

Заглавное фото nurwind.соm

Вам это будет интересно:
Восточная музыка суфиев: Кавали
«Любовь возникает, когда ты смотришь в глаза другого человека и видишь в них Бога», - так переводятся строки одного из арабских песнопений, называемого Кавали. Их авторство приписывают восточным странникам суфиям, которые, стремясь найти смысл существования, босыми ногами исходили полземли. В путешествиях они слагали песни...
Холст из риса. Искусство Тамбо
Японцы очень творческий народ, особенно если это касается риса. А если у них есть ещё немного свободного времени и большие просторные поля, тогда довольно обыденный процесс выращивания агрокультуры превращается в искусство...
Слепи себе хобби. История гончарства
В краеведческий музей какой страны не зайди, непременно заметишь схожие археологические находки – осколки глиняных изделий. Гончарное ремесло, рожденное тысячелетия назад, но «здравствующее» и сегодня, по праву может считаться одним из самых живучих. Уникальность глины была подмечена нашими далекими предками, которые жили в пещерах...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Фламенко: Когда плачет гитара и стучат каблуки
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...
Мехенди – вместо тысячи татуировок
О том, чтобы сделать татуировку, пусть и не настоящую, а всего лишь временную, задумывался каждый второй. Абсолютно безболезненное нанесение рисунков, которые можно поменять через пару недель, предлагает искусство мехенди – роспись хной.Скрываясь от знойного солнца в темной прохладе дворцов и спасаясь от скуки...
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет OUTLOOK.
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Необычные школьные уроки различных стран мира
В честь сегодняшнего праздника - Дня знаний мы решили рассказать Вам, какие самые необычные предметы предстоит осваивать ученикам в разных странах мира! Грызть гранит науки, постигая основы алгебры и геометрии, или запоминать года правления монархов, перелистывая учебники по истории, – привычное дело для всех школьников.
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ
Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
МногоМЕТРОвые красоты
Жители больших городов ежедневно используют метрополитен в качестве транспорта. К сожалению, в стремительном ритме современной жизни мало кто может позволить себе наслаждаться дизайном подземок. OUTLOOK не научился останавливать время, однако мы смогли подобрать для вас пятнадцать наиболее удивительных станций со всего мира.
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти.
Дом, который построил… Необычное жилье
«Халабуды» на деревьях, землянки, тайники – что мы только не строили в детстве. К сожалению, когда взрослеешь, фантазия уходит, и большинство из нас теперь живет в неудобных серых «коробках». Однако есть люди, которые самостоятельно создали жилье своей мечты.
Крылатые символы народов
У каждого государства есть свои официальные символы: флаг, герб и гимн. Но, помимо традиционных «опознавательных знаков», есть и народные – к примеру, любимая птица. Именно о них далее в OUTLOOK. Чтобы «задокументировать» народную любовь, в 1960 году в Токио на международной конференции по защите пернатых было принято понятие «национальная птица».
Армянские хачкары: Поэма в камне
…Виртуозный резец вдохнул в холодную каменную глыбу жар живой души и создал хачкар – вдохновенное повествование о духовном поиске и тоске о потерянном рае. Неспешно разворачиваются цепкие кольца древних таинств в завитках мистических орнаментов.
Посол Елена Летисия Тереса Микусински провела дипломатический прием, почетным гостем стал всемирно известный аргентинский певец Джеронимо Рауч
Колонный зал КГГА 11 июня принимал гостей Посольства Аргентинской Республики в Украине по случаю национального праздника. Чрезвычайные и Полномочные Послы, представители правительства и государственных органов, партнеры посольства, бизнес сообщество и СМИ выстроились в длинную очередь, чтобы поздравить руководителя иностранного дипломатического учреждения и выразить свои поздравления дружественное Аргентине.
Закрыть
Outlook facebook page