Интервью с художницей Хайли Кинг. Новая Зеландия на грани прекрасного
Не так давно Хайли Кинг приняла участие в разработке новогодних игрушек с изображением старинного лекарственного цветка манука, для того чтобы собрать средства для хосписов в Новой Зеландии. Кроме благотворительных проектов, художница концентрируется на исследовании древней культуры маори, популяризируя ее в искусстве. В интервью Хайли Кинг рассказала о социальных проектах, путешествиях и современных культурных трендах, присущих Новой Зеландии.
– В позапрошлом году Вы провели три месяца в художественной резиденции в Тайване, а недавно вернулись из путешествия по Индии. Что вдохновляет Вас больше всего во время поездок?
– Я считаю путешествия одним из способов улучшить мое искусство. Осматривая новые территории, я выхожу за рамки обычного видения того, какой должна быть работа. Так что, возможно, Украина станет следующей плоскостью для творческих исследований… Что касается Индии, откуда я приехала не так давно, могу сказать, что путешествие было непростым, но захватывающим лично для меня. Это был своего рода тест для всех органов чувств — слуха, зрения, обоняния, но за серьезными испытаниями следуют уникальные возможности. Я действительно горжусь последними проектами, которые мы создали после этого путешествия. Мир необъятный, и подобные поездки стимулируют меня к новым вершинам, расширяют мои горизонты. Несмотря на сложности, которые преподнесла Индия, я должна отметить, что там живут прекрасные люди. Мы останавливались в местечке под названием Удайпур, расположенном в северо-западном штате Раджастан. Небольшой чудесный городок с плавающими дворцами знаменит Великой индийской пустыней Тар, благодаря чему люди считают Раджастан огромнейшей пустыней в мире. Сам Удайпур окружен природными озерами, вдохновляющей архитектурой и старинными дворцами.
Фото /i.vimeocdn.com
– Насколько мне известно, недавно вы организовали новую экспозицию, посвященную Индии…
– На самом деле эта выставка только что состоялась. Мы демонстрировали несколько проектов, и четверо членов нашей команды занимались индийской экспозицией. Кстати, нашу команду можно назвать международной. Многие художники и дизайнеры из Новой Зеландии собрались, чтобы поработать над этим проектом, а, кроме того, мать одной из наших коллег эмигрировала в Новую Зеландию из Украины. Ее дочь Саша, участвовавшая в туре по Индии, живет в Новой Зеландии всю жизнь, но собирается посетить Украину в следующем году, так что, возможно, вам стоит ждать нового отчета после путешествия по украинским землям.
– Расскажите, пожалуйста, о последнем благотворительном проекте, в ходе которого вы создавали новогодние шары для финансовой помощи хосписам.
– Организаторы этого проекта обратились ко мне с предложением поучаствовать в акции два года назад, так что у меня было немало времени для создания дизайна рождественских шаров и посещения новозеландских хосписов. Мы продали эти шары крупному поставщику для фермеров, которых должно заинтересовать использование важного природного символа Новой Зеландии — цветка манука, лекарственной травы, которую по сей день применяют для предотвращения некоторых болезней. Так что я надеюсь, благотворительная организация, задумавшая этот проект, сможет собрать деньги для хосписов.
Фото static1.squarespace.com
– Какие проблемы присущи хосписам в Новой Зеландии, связаны ли они с недостаточным финансированием?
– Единственная проблема — собрать деньги для хосписов. Конечно, финансовый вопрос является главной проблемой, ведь хоспис считается местом, куда люди приходят умирать. Насколько я знаю (а я осведомлена не так хорошо, как хотелось бы), социальные помощники организовали красивые и хорошо оборудованные места для пациентов, чтобы внести немного света и добра в их последние дни. Я убеждена, что, как и любой другой благотворительной организации, нам необходимо найти больше способов, как улучшить финансирование этих заведений.
– Какие средства продвижения используют благотворительные организации в Новой Зеландии?
– Мне кажется, продвижение социальных проектов здесь сталкивается с такими же сложностями, как и в других местах. Но мы успешно используем социальные сети в качестве основного источника информации для анонсирования проектов. Лично у меня есть целая команда менеджеров, которые руководят моими концептами в социальных сетях. Таким образом, я могу полагаться на них в том, чтобы доносить информацию о выставках и благотворительных проектах до широкой аудитории. В целом люди заинтересованы в подобных идеях, и когда речь идет о благотворительности, многие здесь стараются внести свой вклад в общее дело.
– Я читала заметки в вашем блоге, где вы упоминаете племена маори и культуру Аотеароа, в традициях которой Новая Зеландия называлась Страной длинного белого облака. Как известно, маори долго боролись за мировое признание и право на достойную жизнь. Вы продвигаете эту древнюю культуру посредством художественных работ?
– Несмотря на то, что культуру маори чтят достаточно сильно в обществе Новой Зеландии, у нас все еще есть некоторые вопросы, которые нужно решить. Долгое время даже после официального признания оставались проявления расизма, а также возникали проблемы, связанные с попыткой колонизации. Но, я думаю, мы продвинулись довольно серьезно в решении этого вопроса и являемся лидерами в отстаивании прав исконных жителей этих земель. Что касается меня, то в моих жилах не течет кровь маори, но я выросла на дальнем востоке Новой Зеландии, в месте, которое славится высокой концентрацией маори, и поэтому я была окружена древней культурой. Кроме того, я часто слышала язык Аотеароа, так что сейчас я владею им неплохо, но все же стремлюсь поехать туда и выучить это наречие гораздо лучше, чтобы говорить на нем свободно. Я осознаю, что, позиционируя себя как художник, мне следует быть внимательной к деталям, ведь я не являюсь маори. И все же я действительно хочу представлять аспекты этой культуры в моем творчестве. Для меня очень важно распространять таким образом информацию об истории народа, дошедшей до современного мира, и мне бы хотелось, чтобы культура маори смогла шире влиться во все большие сферы общества через исторические традиции.
Фото flox.co.nz
– Современный мир воплощает тренд глобализации, но при этом каждая нация старается сохранить собственное культурное наследие. Как Новой Зеландии удается балансировать между этими двумя идеями?
– В 1840 году в нашей стране произошло важное событие – подписание договора Вайтанги. Таким образом, около двух столетий назад сорок шесть вождей племени маори приняли участие в официальном соглашении перехода в управление Великобритании. Согласно этому договору за людьми маори признавалось право владеть землями, так что в этом году впервые юридически было зафиксировано владение тем, что исконно принадлежало древним жителям. Конечно, у нас еще есть много вопросов, требующих доработки, но основные принципы были утверждены именно тогда. Это дает понимание и признание того, как можно жить вместе в современном обществе. Несмотря на огромное поле для деятельности в этой сфере, можно сравнить законодательную базу с другими государствами и увидеть, что мы достаточно преуспели в этом отношении. Вы знаете, если рассматривать подобный вопрос об индейской резервации Стэндинг-Рок в США, то работа, проведенная в Новой Зеландии, покажется чудом. Кроме того, если мы возьмем Австралию, там по-прежнему есть аборигены, страдающие от нерешенных проблем, связанных с человеческими правами. Что касается населения киви Новой Зеландии, или Аотеароа, мы стремимся преодолеть все проблемы, особенно, принимая во внимание, что являемся небольшой островной нацией, которая создает мультикультурное общество. В этом смысле я говорю не только о культуре маори и сотрудничестве местных жителей с белыми людьми. Определенно, тридцать лет назад это выглядело именно так, но сейчас мы идем путем мультикультурализма, и рядом с нами живут выходцы из Китая, Кореи, других азиатских стран, и мы стремимся поддерживать другие нации. Конечно, я не являюсь представителем большой политики, но, как человек искусства, я стараюсь вносить свой вклад в эти вопросы. Кроме того, место, где я живу, – центральный Окленд – чрезвычайно многонациональное, и людям очень нравится такая тенденция. Мы привыкли есть вкусную китайскую, японскую, мексиканскую и индийскую еду… Мы уверены, что если люди хотят жить счастливо и процветать в современном мире, нужно симпатизировать другим нациям и поддерживать их в трудные минуты.
– Есть ли в Новой Зеландии какая-либо художественная тенденция, объединяющая молодых людей?
– Хотя я живу в современной Новой Зеландии, иногда очень сложно понять, что происходит, из-за обилия течений в культурной жизни. Но есть объединяющий тренд — это признание уличного искусства, которое является производной хип-хоп-культуры, пришедшей к нам из Нью-Йорка и Портленда. Мы собрали лучшие традиции воедино и создали собственный вариант, известный под названием тихоокеанского искусства. Людям, практикующим этот вид творчества, нет надобности получать художественное образование, они могут рисовать уличные граффити в целях самовыражения. Очень многим это нравится, но все же до сих пор существует клеймо, поставленное на граффити как на что-то недостойное, приравнивающее это искусство к «неправильному». Я стараюсь беседовать с детьми и молодыми людьми, которым интересно искусство, чтобы помочь преодолеть психологические барьеры. Конечно, есть некоторые художники, которые смогли переступить через общественные стереотипы и сделали восхитительную карьеру в этой области, но все же это объясняется везением. Я провожу мастер-классы, где стремлюсь рассказать молодежи основные законы такого искусства, а также мотивировать их к созданию чего-то нового.
Фото flox.co.nz
Кроме того, в Новой Зеландии у людей появляется шанс стать предпринимателями, поскольку это небольшая страна, в которой можно преуспеть. Я имею в виду, что везде непросто достичь успеха, но здесь хорошая аудитория. Если у вас есть интересные продукты или вы обладаете талантом, а также способностями вести предприятие, здесь вы найдете множество возможностей. Например, у нас есть индустрия DIY (do it yourself – сделай это сам) – мы позволили этой тенденции осуществиться, потому что не полагаемся слишком на других и стремимся довести начатое до конца самостоятельно (у нас такой менталитет), хотя это и занимает много времени. Так что, я думаю, это глобальный тренд, идущий в массы посредством искусства, дизайна и креативной индустрии, и это великолепно.
– Пожалуйста, поделитесь творческими планами на ближайший год.
– Скорее всего, я немного отложу путешествия и вместо этого останусь в своей стране, дабы поработать над новыми бизнес-идеями и создать необычные канцелярские принадлежности. Также я собираюсь вернуться к производству одежды – женских рубашек, сумок, костюмов… На этом я сфокусирую свое внимание в следующем году, однако посмотрим, что произойдет, – так много возможностей может появиться неожиданно.