Рембрандт на износ
Чаще всего вандалы, оскверняющие высокое искусство, называют свои действия политическим или каким-либо иным протестом. Об этом, кстати, и заявил вышеупомянутый Бронюс Майгис. Среди его самых известных «последователей» – Уриэль Ландерос, который в 2012 году с помощью трафарета и спрея надругался над картиной Пикассо «Женщина в красном кресле». Молодой человек дорисовал к работе быка и тореадора, подписав свое художество – «Завоевание». Спустя некоторое время совместными усилиями полиции Мексики и США Ландерос был задержан. Странно, но как только ему дали слово, парень признался в любви к Пикассо.
Увы, работы испанского мастера чуть ли не чаще других «попадаются под руку» вандалам. И если случай с «Женщиной в красном кресле» или же надругательство над «Герникой» в 1974 году (на ней тоже оставили каракули) можно назвать спланированными акциями, то произошедшее с его картиной «Сон» больше похоже на злой рок. В 2006 году ее владелец, игорный магнат Стив Уинн, показывая полотно друзьям, сделал резкое движение и порвал его. Однако и это еще не все. Буквально за несколько дней до случившегося форс-мажора горе-коллекционер заключил договор о продаже шедевра за 139 миллионов долларов. В итоге сделка состоялась лишь в марте 2013 года, после проведения реставрационных работ, которые, к слову, не сказались отрицательно на цене. Скорее даже наоборот – за «Сон» заплатили 155 миллионов.
Если вышеперечисленные работы Пабло удалось спасти, то его картина «Голова Арлекина» окончательно отправилась в небытие. Она была уничтожена как улика вместе с произведениями Матисса, Гогена и Моне после ограбления роттердамского музея Kunsthal. Когда полиция вышла на след воров, мать одного из подозреваемых, румынка Ольга Догару, сожгла чемодан, в котором сын и его сообщники прятали украденное. К сожалению, от великих полотен остались только пигмент и гвозди. По оценкам экспертов, общая стоимость картин составляла 150-200 миллионов долларов.
Свои «побои» есть и у самого знаменитого портрета во всем мире – у «Джоконды». В 1956-м в нее бросили камень и облили серной кислотой. Спустя 20 с лишним лет, во время выставки в Токио, женщина, несогласная с политикой музея по отношению к инвалидам, попыталась распылить на работу да Винчи краску. После этих покушений «Мону Лизу» поместили под пуленепробиваемое стекло, которое, кстати, защитило ее в 2009 году, когда россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в нее керамическую кружку. Надеемся, что «Джоконда» и дальше будет улыбаться несмотря ни на что.
Тренд вандализма ХХІ века – великие полотна портят другие художники. Удивительно, ведь, казалось бы, уж кто-кто, а эти люди должны осознавать всю подлость своего поступка. Но нет, они еще и пытаются этим прославиться. Взять, к примеру, поляка Владимира Уманца, который два года назад испортил картину Марка Ротко «Черное на коричневом», написав на ней: «Потенциальное произведение желтизма» (A Potential Piece of Yellowism). Таким термином вредитель и его соратники называют выдуманное ими самими течение в искусстве, которое пока интересует только полицию и психиатров.
Тем не менее и в «картиновредительстве» тоже бывают исключения. Возвращаясь к тренду «художник коверкает чужие работы», нельзя не упомянуть о Бэнкси. Человек-загадка в 2013 году купил за 50 долларов ничем не примечательное полотно с горным пейзажем и дорисовал к нему нациста, сидящего на скамейке. Этот тюнинг моментально превратил рядовую картину в лот под названием «Банальность банальности зла», который на торгах был продан за 615 тысяч долларов. Вырученные средства, кстати, пошли на благотворительность.
Фото из открытых источников