From Киев with торт

Гастрономическая легенда украинской столицы, да и всей страны в целом, поражает своим изысканным вкусом уже более шестидесяти лет. Официальная дата старта «Киевского торта», самого популярного сувенира из Киева – 1956 год. Его создание уже давно обросло мифами и тайнами, которые можно разделить на два больших концепта появления торта: случайный и специальный. Согласно первому, десерт, которому было суждено стать хитом всех продаж, страшным дефицитом и даже своеобразной валютой в советское время, появился в результате ошибки молодой сотрудницы кондитерской фабрики-гиганта, носившей в 1950-ые имя Карла Маркса. Якобы 17-летняя кондитер Надежда Черногор забыла убрать яичные белки в холод, и они простояли всю ночь в тепле, превратившись в полужидкую массу. Утром, получив хороший выговор от своего начальника, девушка, дескать, предложила ему скрыть оплошность, приготовив на основе этих белков хрустящие коржи с орехами, дополнив их кремом «Шарлотт» и украсив поверхность цветными орнаментами.И вот именно так, чтобы выкрутиться, Надежда Черногор и ее шеф Константин Петренко придумали основу, поразившую своим необычным сочетанием больших фабричных начальников, давших добро на массовое производство тортов, которым, дабы сильно не ломать голову, было решено дать название «Киевские».Фото medium.com
Второй концепт версий, безусловно, не столь романтичен, а, скорее, даже сухой, в отличие от сладости. Согласно ему, на уже упомянутой фабрике кондитеры проводили по указке свыше различные эксперименты по созданию новых видов тортов, так как перед ними стояла традиционная для тех времен задача сделать что-то новое «к праздничной дате». И вот во время тестирования рецептур для кремов и коржей было придумано, а позже усовершенствовано то сочетание, которое будет храниться в строжайшем секрете и полюбится миллионам. В пользу этой версии говорит тот факт, что в «Киевском торте», согласно оригинальному рецепту, должны быть весьма редкие и дорогие для Украины орешки кешью и пальмовое масло, о которых в 50-х без специальных поставок и знать никто не знал. Однако в те годы СССР очень дружил и активно торговал с Индией, и именно с помощью связей в коммунистической верхушке руководство Киевской кондитерской фабрики получало для своих кулинарных испытаний заветные продукты. Поэтому никто случайно не мог сделать торт из столь дорогих ингредиентов.Фото etsy.com
Как оно было на самом деле, сегодня точно неизвестно, каждый любитель торта может придерживаться той истории, которая ближе ему, так что поговорим о стопроцентных фактах. Уже в 60-х, побывав в начале модной новинкой, «Киевский» по цене в три рубля тридцать копеек (при средней месячной зарплате в 100 рублей) становится самым известным десертом во всем Советском Союзе. Учитывая гигантский спрос, он продавался сразу в нескольких точках города, но это никак не влияло на его дефицитный статус, а значит, чтобы полакомиться или купить его на подарок, людям приходилось стоять километровые очереди и переплачивать. Продавцы таких магазинов, как «Українські ласощі» и Центральный гастроном, реализовывавшие торты, становились важнейшими друзьями семьи и чуть ли не родственниками, ведь их можно было просить придержать желанный десерт.
Ехать или лететь куда-то из Киева и не привезти сладкий сувенир – было одним из самых страшных «преступлений» тех лет, даже родные ругались, не говоря уже о друзьях и коллегах, ждавших заветное лакомство почти так же, как и самого человека. Сегодня в это сложно поверить, но специально для транспортировки в дальние республики – на Кавказ и в Среднюю Азию – десерт замораживали и бережно везли в покрывалах, чтобы он не испортился в пути или не помялся. Знаменитые круглые коробки, на которых вначале был изображен Пешеходный мост через Днепр, а затем и другой символ Киева – каштан, были возведены в статус культовых, а их содержимого никогда не хватало, даже несмотря на производственные мощности, ведь рабочая норма одного кондитера за смену на фабрике равнялась 120-ти тортам, а учитывая число работавших в цехах, даже представить сложно количество продукции…Фото focus.ua
В кризисные 80 – 90-ые мастера, радовавшие «Киевским», до последнего сопротивлялись наступлению капиталистического времени с его дороговизной, когда от кешью приходилось отказываться в пользу более дешевого фундука, а затем арахиса. Сначала уменьшилось само количество изготавливаемых тортов, превратившее их в последние годы существования СССР в немыслимый дефицит, из-за которого сладости даже воровали в транспорте и на улице. А потом главный сувенир и вовсе пропал из продажи на некоторое время.
Сегодня «Киевский» в достаточном количестве выпускают и он продолжает нравится многим. Несмотря на невероятное количество тортов в магазинах и тот факт, что теперь за них не нужно переплачивать либо выпрашивать «достать», легендарный десерт не стал менее желанным и сувенирным – его с ностальгией везут из Украины как люди, жившие еще в СССР, так и новое поколение туристов, в том числе западных, ведь, отбросив все легенды и фольклор, торт и вправду невероятно вкусный и оригинальный. Если бы он не был таким, то просто не выжил бы в условиях свободного рынка, когда на постсоветские прилавки хлынули товары со всего мира. А значит, «Киевский торт» полностью заслуживает того внимания и народной любви, которая возникла более шестидесяти лет назад.Мини-скульптура «Киевский торт» авторства художницы Дарьи Вовк в Киеве, фото mag.relax.ua
Главное фото 1plus1.ua