RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Superflat: суперплоскость японского искусства

Superflat: суперплоскость японского искусства

Любители аниме никогда не пройдут мимо современного японского искусства. Особенно, если это направление напрямую относится к комиксам манга. Художник Такаши Мураками был первым, кто задумался, как назвать то искусство, которое ловит вдохновение в очередном аниме, но говорит о вечных ценностях.

Поп-арт по-японски

Графический дизайн приходит на помощь. Фигуры и лица приобретают новое очертание, и критики спорят о том, что на самом деле изображено на картине? В местных кругах появилась даже поговорка: «Если вы не разберете, что это – птица или самолет, значит, это superflat». Итак, как же появилась суперплоскость?

Когда японский художник Такаши Мураками организовывал выставку для музеев в Токио и Нагое, он попытался объяснить муниципальным властям, что собой представляет самый перспективный вид современной техники живописи. Его спросили, почему художественная техника создает впечатление приплюснутости или сдавленности? Мураками ответил: «Объединив графический дизайн, изобразительное искусство и поп-арт, мы получаем так называемую суперплоскость, которая помогает донести любые идеи». Легкий «космический» оттенок, созданный таким образом, говорит сам за себя.

Создатели постеров в стиле поп-арт пытаются забрать суперплоскость в свои ряды, но не тут-то было. Можно сколько угодно говорить о том, что superflat разделяет ценности общества потребления, культуру консюмеризма и рекламные идеалы, и даже приводить в пример дизайн, созданный Мураками для бренда Луи Витон: мол, творец даже не скрывает своих пристрастий к масс-маркету. Здесь все не так просто. Суперплоскость – это насмешка над теми, кто гонится за материальными благами и теряет себя. Плоскость и двухмерность японских аниме и манга добавляют экзотических деталей, благодаря которым каждая картина рассказывает историю. Таким образом, становится ценностью…

Война в суперплоскости

Суперплоскость недаром получила признание в Японии. Этот вид искусства прекрасно демонстрирует, насколько азиатская культура отличается от западных веяний. Такаши Мураками рассказывал:

-В нашей культуре нет 3D, поэтому ощущение плоскости характерно для японской техники передачи прекрасного. Кроме того, в юности меня сильно беспокоила военная тема. Япония пережила сокрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны. Мои работы – отражение того, как искусство вбирает в себя военные символы.

В картинах Такаши Мураками появляется глубокая историческая подоплека.Murakami_20170601_250.jpgФото art.newcity.com

- Я рассматривал культуры разных стран и пришел к выводу, что нации, которым пришлось по душе потребительское мироощущение, - это как раз победители в войне. Я говорю о США и Британии. Но проигравшие войну не способны стать частью общества потребления, хотя и продолжают втайне желать этого. На сей раз я имею в виду Японию.

Чтобы разобраться в философии, взглянем на исторические события. До войны Япония взяла курс «на Запад», стараясь уловить дух европейской состоятельности. Планировалось, что за короткий срок страна сможет подняться до пьедестала мирового индустриального лидера. Деревни превращались в города, фермерство теряло популярность, ведь в век промышленности не время думать о традициях. В культуре все меньше говорили о самураях, зато образ бизнесмена стал более привлекательным. Война поставила под угрозу экономическое развитие, и проигравшая Япония была вынуждена потратить еще целое десятилетие, чтобы восстановиться. Тем не менее, к концу 1950-х годов страна вернулась к прежнему, довоенному состоянию.

Неудивительно, что экономический бум вызвал роптание в массах. Люди, не забывшие пережитое, не хотели равняться на Запад. Поборники традиций кричали о том, что Япония теряет фундаментальные ценности, отказываясь от древней культуры ради финансовых перспектив.

В знак протеста

Культура могла утратить свою многослойность, ее роскошные черты превращались в плоскость. Собственно, superflat стал реакцией на происходящие события. В 1984 году Такаши Мураками переехал в Нью-Йорк и сделал себе имя как представитель течения поп-арт. Он был хорошо знаком с культурой манга и аниме, поэтому решил, каким должен быть культурный протест. К нему присоединились многие японские художники, ведь superflat подарил возможность выражать свои идеи, не отклоняясь от традиционного пути. Суперплоскость признали на мировом уровне. В 2000 году Мураками организовал выставку в Лос-Анджелесе, а в 2011 – в Нью-Йорке.

Одна из наиболее показательных работ Мураками – «Мир сфер». Это символическое изображение японской экономики. Лейблы, такие как Луи Витон, разместились на заднем фоне, как будто напоминая о том, что новомодная культура вытесняет то, что вырабатывалось веками. Образ панды словно снят с рекламных афиш, которыми пестрят улицы Японии. Это то, к чему может прийти культура, отвергающая саму себя.

Читать больше: День Культуры Японии

Еще один пример – «Цветочная суперплоскость». Послание этой картины понятно каждому: Япония становится нацией, как две капли воды похожей на других. Неразличимый цветок в букете, потерявший свои особенности, переставший быть уникальным… Пустые улыбки, одинаковое выражение лиц – здесь плоскость «зашкаливает», а суперплоскость служит предупреждением.167753-8870563-murakami9616_4-2-08.jpgФото glendicrocco.com

Суперплоскость за рубежом

Хоть Мураками и утверждает, что superflat является характерной особенностью японской культуры, западным художникам это направление тоже приглянулось. В особенности тем, кто сочетает высокую и низкую культуру, стрит-арт, графический дизайн и размещает весь этот микс на полотне традиционного изобразительного искусства

Среди самых известных личностей, которые живут за пределами Японии, но работают в этом стиле, – филиппинец Рональд Вентура и художник из Сан-Франциско Барри МакГи. Последнего порой называют «музейным вандалом», ведь он выступает против принятых ценностей общества потребления. Его многочисленные граффити содержат простое послание. Манящий мир роскоши, чей образ не сходит с рекламных постеров, однажды погубит внутренний мир человека. Как видим, все художники мира говорят об одном.01556.jpgАвтор Барри Макги. Фото ourhouseisourworld.wordpress.com

Главное фото fondationlouisvuitton.fr

Вам это будет интересно:
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Виза не пригодится: куда не пускают туристов
Все, кому хочется окунуться в отдых по полной, планируют себе впечатляющие маршруты. Чтобы не испортить поездку и не увидеть, как перед собственным носом закрываются ворота или двери в желанное место, мы рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой запретных для посещений локаций.
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 4
Елена Расенко завершает цикл материалов об удивительной стране Восходящего солнца - Японии. И в этой части она рассказывает читателям о своей поездке в Йокосуку, небольшой город-порт, находящийся недалеко от Токио...
Вот это сервис! Японское такси
Первое, с чем нужно разобраться любому туристу, будучи в новой стране – это транспортная система. Очень часто она кажется сложной и путанной, и чтобы освоить ее, нужны недели, а то и месяцы. Наша читательница Наталья Усенко побывала в Японии и делится своими впечатлениями, возможно, о самом комфортном, современном и безопасном транспорте в мире.
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 3. "Дух самурая"
Если верить кинематографу, то типичный самурай предстает перед нами как суровый, молчаливый и даже немного нелюдимый человек-воин. Но этот образ на поверку никак не совпадает с действительностью… Елена Расенко предлагает вам убедиться в этом самим, пообщавшись с настоящим самураем и даже побывав в баре, где cобираются камикадзе.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 2. “Рыбный день”
Представить японца, который не ест рыбу, так же трудно, как и шотландца, не пьющего виски. Елена Расенко расскажет, где потомки самураев приобретают морские деликатесы к столу.
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Именно сейчас в австрийском городке Брегенц проходит невероятный ежегодный фестиваль Bregenzer Festspiele 2017. И специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 1
Елена Расенко, вернувшись из Японии, начинает специальный цикл материалов об этой стране. Предупреждение для особо впечатлительных: осторожно! После прочтения развивается острое желание сорваться и купить авиабилет в такую дивную и завораживающую страну восходящего солнца!
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Стражи морей: самые впечатляющие маяки мира
Слово «маяк» вызывает красивые ассоциации: огромные корабли морские приключения, штормы... И мы хотим не развеять эти мысли, а наоборот подлить масла в огонь. В мире их бесконечное количество, они поражают своей красотой и неповторимостью. Сегодня делимся с вами пятёркой удивительных маяков!
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Вкусная Япония: попробовать страну на зуб
Мороженое со вкусом конины, маринованные насекомые, рыба со смертельным ядом – японской кухне есть чем удивлять, поражать и шокировать. И честно говоря, перечисление этих блюд абсолютно не всегда способствует аппетиту. Но мы не гонимся за экзотикой. Истинный гастротуризм - это попытка понять менталитет...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Кагосима: Город с репутацией камикадзе
«Стройте дом у подножия вулкана!» - восклицал Ницше в пророческом экстазе. Мрачный пафос философа едва был бы понятен жителям японского города Кагосима, расположенного на дне кальдеры Айра, возникшей в результате взрыва около 22 тыс. лет назад.
Закрыть
Outlook facebook page