RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Superflat: суперплоскость японского искусства

Superflat: суперплоскость японского искусства

Любители аниме никогда не пройдут мимо современного японского искусства. Особенно, если это направление напрямую относится к комиксам манга. Художник Такаши Мураками был первым, кто задумался, как назвать то искусство, которое ловит вдохновение в очередном аниме, но говорит о вечных ценностях.

Поп-арт по-японски

Графический дизайн приходит на помощь. Фигуры и лица приобретают новое очертание, и критики спорят о том, что на самом деле изображено на картине? В местных кругах появилась даже поговорка: «Если вы не разберете, что это – птица или самолет, значит, это superflat». Итак, как же появилась суперплоскость?

Когда японский художник Такаши Мураками организовывал выставку для музеев в Токио и Нагое, он попытался объяснить муниципальным властям, что собой представляет самый перспективный вид современной техники живописи. Его спросили, почему художественная техника создает впечатление приплюснутости или сдавленности? Мураками ответил: «Объединив графический дизайн, изобразительное искусство и поп-арт, мы получаем так называемую суперплоскость, которая помогает донести любые идеи». Легкий «космический» оттенок, созданный таким образом, говорит сам за себя.

Создатели постеров в стиле поп-арт пытаются забрать суперплоскость в свои ряды, но не тут-то было. Можно сколько угодно говорить о том, что superflat разделяет ценности общества потребления, культуру консюмеризма и рекламные идеалы, и даже приводить в пример дизайн, созданный Мураками для бренда Луи Витон: мол, творец даже не скрывает своих пристрастий к масс-маркету. Здесь все не так просто. Суперплоскость – это насмешка над теми, кто гонится за материальными благами и теряет себя. Плоскость и двухмерность японских аниме и манга добавляют экзотических деталей, благодаря которым каждая картина рассказывает историю. Таким образом, становится ценностью…

Война в суперплоскости

Суперплоскость недаром получила признание в Японии. Этот вид искусства прекрасно демонстрирует, насколько азиатская культура отличается от западных веяний. Такаши Мураками рассказывал:

-В нашей культуре нет 3D, поэтому ощущение плоскости характерно для японской техники передачи прекрасного. Кроме того, в юности меня сильно беспокоила военная тема. Япония пережила сокрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны. Мои работы – отражение того, как искусство вбирает в себя военные символы.

В картинах Такаши Мураками появляется глубокая историческая подоплека.Murakami_20170601_250.jpgФото art.newcity.com

- Я рассматривал культуры разных стран и пришел к выводу, что нации, которым пришлось по душе потребительское мироощущение, - это как раз победители в войне. Я говорю о США и Британии. Но проигравшие войну не способны стать частью общества потребления, хотя и продолжают втайне желать этого. На сей раз я имею в виду Японию.

Чтобы разобраться в философии, взглянем на исторические события. До войны Япония взяла курс «на Запад», стараясь уловить дух европейской состоятельности. Планировалось, что за короткий срок страна сможет подняться до пьедестала мирового индустриального лидера. Деревни превращались в города, фермерство теряло популярность, ведь в век промышленности не время думать о традициях. В культуре все меньше говорили о самураях, зато образ бизнесмена стал более привлекательным. Война поставила под угрозу экономическое развитие, и проигравшая Япония была вынуждена потратить еще целое десятилетие, чтобы восстановиться. Тем не менее, к концу 1950-х годов страна вернулась к прежнему, довоенному состоянию.

Неудивительно, что экономический бум вызвал роптание в массах. Люди, не забывшие пережитое, не хотели равняться на Запад. Поборники традиций кричали о том, что Япония теряет фундаментальные ценности, отказываясь от древней культуры ради финансовых перспектив.

В знак протеста

Культура могла утратить свою многослойность, ее роскошные черты превращались в плоскость. Собственно, superflat стал реакцией на происходящие события. В 1984 году Такаши Мураками переехал в Нью-Йорк и сделал себе имя как представитель течения поп-арт. Он был хорошо знаком с культурой манга и аниме, поэтому решил, каким должен быть культурный протест. К нему присоединились многие японские художники, ведь superflat подарил возможность выражать свои идеи, не отклоняясь от традиционного пути. Суперплоскость признали на мировом уровне. В 2000 году Мураками организовал выставку в Лос-Анджелесе, а в 2011 – в Нью-Йорке.

Одна из наиболее показательных работ Мураками – «Мир сфер». Это символическое изображение японской экономики. Лейблы, такие как Луи Витон, разместились на заднем фоне, как будто напоминая о том, что новомодная культура вытесняет то, что вырабатывалось веками. Образ панды словно снят с рекламных афиш, которыми пестрят улицы Японии. Это то, к чему может прийти культура, отвергающая саму себя.

Читать больше: День Культуры Японии

Еще один пример – «Цветочная суперплоскость». Послание этой картины понятно каждому: Япония становится нацией, как две капли воды похожей на других. Неразличимый цветок в букете, потерявший свои особенности, переставший быть уникальным… Пустые улыбки, одинаковое выражение лиц – здесь плоскость «зашкаливает», а суперплоскость служит предупреждением.167753-8870563-murakami9616_4-2-08.jpgФото glendicrocco.com

Суперплоскость за рубежом

Хоть Мураками и утверждает, что superflat является характерной особенностью японской культуры, западным художникам это направление тоже приглянулось. В особенности тем, кто сочетает высокую и низкую культуру, стрит-арт, графический дизайн и размещает весь этот микс на полотне традиционного изобразительного искусства

Среди самых известных личностей, которые живут за пределами Японии, но работают в этом стиле, – филиппинец Рональд Вентура и художник из Сан-Франциско Барри МакГи. Последнего порой называют «музейным вандалом», ведь он выступает против принятых ценностей общества потребления. Его многочисленные граффити содержат простое послание. Манящий мир роскоши, чей образ не сходит с рекламных постеров, однажды погубит внутренний мир человека. Как видим, все художники мира говорят об одном.01556.jpgАвтор Барри Макги. Фото ourhouseisourworld.wordpress.com

Главное фото fondationlouisvuitton.fr

Вам это будет интересно:
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Не только в центре интересно. Спальные районы мира
Мало какой путешественник во время своих странствий выбирается куда-то дальше центра города. Если же «дислокация» еще и мегаполис, то такие поездки точно откладываются «до лучших времен». А зря, ведь именно в спальных районах можно посмотреть на незнакомую страну глазами ее жителей, что куда познавательнее экскурсий «галопам» по замкам и площадям.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Вкусная Япония: попробовать страну на зуб
Мороженое со вкусом конины, маринованные насекомые, рыба со смертельным ядом – японской кухне есть чем удивлять, поражать и шокировать. И честно говоря, перечисление этих блюд абсолютно не всегда способствует аппетиту. Но мы не гонимся за экзотикой. Истинный гастротуризм - это попытка понять менталитет...
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
В ритме сердца. Японские барабаны тайко
Его звуки проникают в самое сердце, останавливают поток мыслей и заставляют кровь двигаться в каком-то магическом ритме. Это раскат грома. Это мурашки по телу. Это – тайко. Японские барабаны на их родине возведены в ранг культа. Без них не обходится ни одно официальное мероприятие, их игра услаждает слух во время радости и помогает пережить печаль.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Искусство тату: завораживающая магия нательных рисунков
История этого искусства насчитывает около 6 тысяч лет. Примечательно, что своим рождением модное нынче ремесло обязано случаю… Однажды кто-то из первобытных людей заметил, что после того, как на места ожогов и порезов попадает любой натуральный краситель, на коже появляются очень стойкие рисунки...
Кагосима: Город с репутацией камикадзе
«Стройте дом у подножия вулкана!» - восклицал Ницше в пророческом экстазе. Мрачный пафос философа едва был бы понятен жителям японского города Кагосима, расположенного на дне кальдеры Айра, возникшей в результате взрыва около 22 тыс. лет назад.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 4
Елена Расенко завершает цикл материалов об удивительной стране Восходящего солнца - Японии. И в этой части она рассказывает читателям о своей поездке в Йокосуку, небольшой город-порт, находящийся недалеко от Токио...
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 3. "Дух самурая"
Если верить кинематографу, то типичный самурай предстает перед нами как суровый, молчаливый и даже немного нелюдимый человек-воин. Но этот образ на поверку никак не совпадает с действительностью… Елена Расенко предлагает вам убедиться в этом самим, пообщавшись с настоящим самураем и даже побывав в баре, где cобираются камикадзе.
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 2. “Рыбный день”
Представить японца, который не ест рыбу, так же трудно, как и шотландца, не пьющего виски. Елена Расенко расскажет, где потомки самураев приобретают морские деликатесы к столу.
Закрыть
Outlook facebook page