Superflat: суперплоскость японского искусства
Поп-арт по-японски
Графический дизайн приходит на помощь. Фигуры и лица приобретают новое очертание, и критики спорят о том, что на самом деле изображено на картине? В местных кругах появилась даже поговорка: «Если вы не разберете, что это – птица или самолет, значит, это superflat». Итак, как же появилась суперплоскость?
Когда японский художник Такаши Мураками организовывал выставку для музеев в Токио и Нагое, он попытался объяснить муниципальным властям, что собой представляет самый перспективный вид современной техники живописи. Его спросили, почему художественная техника создает впечатление приплюснутости или сдавленности? Мураками ответил: «Объединив графический дизайн, изобразительное искусство и поп-арт, мы получаем так называемую суперплоскость, которая помогает донести любые идеи». Легкий «космический» оттенок, созданный таким образом, говорит сам за себя.
Создатели постеров в стиле поп-арт пытаются забрать суперплоскость в свои ряды, но не тут-то было. Можно сколько угодно говорить о том, что superflat разделяет ценности общества потребления, культуру консюмеризма и рекламные идеалы, и даже приводить в пример дизайн, созданный Мураками для бренда Луи Витон: мол, творец даже не скрывает своих пристрастий к масс-маркету. Здесь все не так просто. Суперплоскость – это насмешка над теми, кто гонится за материальными благами и теряет себя. Плоскость и двухмерность японских аниме и манга добавляют экзотических деталей, благодаря которым каждая картина рассказывает историю. Таким образом, становится ценностью…
Война в суперплоскости
Суперплоскость недаром получила признание в Японии. Этот вид искусства прекрасно демонстрирует, насколько азиатская культура отличается от западных веяний. Такаши Мураками рассказывал:
-В нашей культуре нет 3D, поэтому ощущение плоскости характерно для японской техники передачи прекрасного. Кроме того, в юности меня сильно беспокоила военная тема. Япония пережила сокрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны. Мои работы – отражение того, как искусство вбирает в себя военные символы.
В картинах Такаши Мураками появляется глубокая историческая подоплека.Фото art.newcity.com
- Я рассматривал культуры разных стран и пришел к выводу, что нации, которым пришлось по душе потребительское мироощущение, - это как раз победители в войне. Я говорю о США и Британии. Но проигравшие войну не способны стать частью общества потребления, хотя и продолжают втайне желать этого. На сей раз я имею в виду Японию.
Чтобы разобраться в философии, взглянем на исторические события. До войны Япония взяла курс «на Запад», стараясь уловить дух европейской состоятельности. Планировалось, что за короткий срок страна сможет подняться до пьедестала мирового индустриального лидера. Деревни превращались в города, фермерство теряло популярность, ведь в век промышленности не время думать о традициях. В культуре все меньше говорили о самураях, зато образ бизнесмена стал более привлекательным. Война поставила под угрозу экономическое развитие, и проигравшая Япония была вынуждена потратить еще целое десятилетие, чтобы восстановиться. Тем не менее, к концу 1950-х годов страна вернулась к прежнему, довоенному состоянию.
Неудивительно, что экономический бум вызвал роптание в массах. Люди, не забывшие пережитое, не хотели равняться на Запад. Поборники традиций кричали о том, что Япония теряет фундаментальные ценности, отказываясь от древней культуры ради финансовых перспектив.
В знак протеста
Культура могла утратить свою многослойность, ее роскошные черты превращались в плоскость. Собственно, superflat стал реакцией на происходящие события. В 1984 году Такаши Мураками переехал в Нью-Йорк и сделал себе имя как представитель течения поп-арт. Он был хорошо знаком с культурой манга и аниме, поэтому решил, каким должен быть культурный протест. К нему присоединились многие японские художники, ведь superflat подарил возможность выражать свои идеи, не отклоняясь от традиционного пути. Суперплоскость признали на мировом уровне. В 2000 году Мураками организовал выставку в Лос-Анджелесе, а в 2011 – в Нью-Йорке.
Одна из наиболее показательных работ Мураками – «Мир сфер». Это символическое изображение японской экономики. Лейблы, такие как Луи Витон, разместились на заднем фоне, как будто напоминая о том, что новомодная культура вытесняет то, что вырабатывалось веками. Образ панды словно снят с рекламных афиш, которыми пестрят улицы Японии. Это то, к чему может прийти культура, отвергающая саму себя.
Читать больше: День Культуры Японии
Еще один пример – «Цветочная суперплоскость». Послание этой картины понятно каждому: Япония становится нацией, как две капли воды похожей на других. Неразличимый цветок в букете, потерявший свои особенности, переставший быть уникальным… Пустые улыбки, одинаковое выражение лиц – здесь плоскость «зашкаливает», а суперплоскость служит предупреждением.Фото glendicrocco.com
Суперплоскость за рубежом
Хоть Мураками и утверждает, что superflat является характерной особенностью японской культуры, западным художникам это направление тоже приглянулось. В особенности тем, кто сочетает высокую и низкую культуру, стрит-арт, графический дизайн и размещает весь этот микс на полотне традиционного изобразительного искусства
Среди самых известных личностей, которые живут за пределами Японии, но работают в этом стиле, – филиппинец Рональд Вентура и художник из Сан-Франциско Барри МакГи. Последнего порой называют «музейным вандалом», ведь он выступает против принятых ценностей общества потребления. Его многочисленные граффити содержат простое послание. Манящий мир роскоши, чей образ не сходит с рекламных постеров, однажды погубит внутренний мир человека. Как видим, все художники мира говорят об одном.Автор Барри Макги. Фото ourhouseisourworld.wordpress.com
Главное фото fondationlouisvuitton.fr