RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Superflat: суперплоскость японского искусства

Superflat: суперплоскость японского искусства

Любители аниме никогда не пройдут мимо современного японского искусства. Особенно, если это направление напрямую относится к комиксам манга. Художник Такаши Мураками был первым, кто задумался, как назвать то искусство, которое ловит вдохновение в очередном аниме, но говорит о вечных ценностях.

Поп-арт по-японски

Графический дизайн приходит на помощь. Фигуры и лица приобретают новое очертание, и критики спорят о том, что на самом деле изображено на картине? В местных кругах появилась даже поговорка: «Если вы не разберете, что это – птица или самолет, значит, это superflat». Итак, как же появилась суперплоскость?

Когда японский художник Такаши Мураками организовывал выставку для музеев в Токио и Нагое, он попытался объяснить муниципальным властям, что собой представляет самый перспективный вид современной техники живописи. Его спросили, почему художественная техника создает впечатление приплюснутости или сдавленности? Мураками ответил: «Объединив графический дизайн, изобразительное искусство и поп-арт, мы получаем так называемую суперплоскость, которая помогает донести любые идеи». Легкий «космический» оттенок, созданный таким образом, говорит сам за себя.

tak2-738274.jpg

Фото thefragrantharbour.blogspot.com

Создатели постеров в стиле поп-арт пытаются забрать суперплоскость в свои ряды, но не тут-то было. Можно сколько угодно говорить о том, что superflat разделяет ценности общества потребления, культуру консюмеризма и рекламные идеалы, и даже приводить в пример дизайн, созданный Мураками для бренда Луи Витон: мол, творец даже не скрывает своих пристрастий к масс-маркету. Здесь все не так просто. Суперплоскость – это насмешка над теми, кто гонится за материальными благами и теряет себя. Плоскость и двухмерность японских аниме и манга добавляют экзотических деталей, благодаря которым каждая картина рассказывает историю. Таким образом, становится ценностью…

Война в суперплоскости

Суперплоскость недаром получила признание в Японии. Этот вид искусства прекрасно демонстрирует, насколько азиатская культура отличается от западных веяний. Такаши Мураками рассказывал:

-В нашей культуре нет 3D, поэтому ощущение плоскости характерно для японской техники передачи прекрасного. Кроме того, в юности меня сильно беспокоила военная тема. Япония пережила сокрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны. Мои работы – отражение того, как искусство вбирает в себя военные символы.

В картинах Такаши Мураками появляется глубокая историческая подоплека.Murakami_20170601_250.jpgФото art.newcity.com

- Я рассматривал культуры разных стран и пришел к выводу, что нации, которым пришлось по душе потребительское мироощущение, - это как раз победители в войне. Я говорю о США и Британии. Но проигравшие войну не способны стать частью общества потребления, хотя и продолжают втайне желать этого. На сей раз я имею в виду Японию.

Чтобы разобраться в философии, взглянем на исторические события. До войны Япония взяла курс «на Запад», стараясь уловить дух европейской состоятельности. Планировалось, что за короткий срок страна сможет подняться до пьедестала мирового индустриального лидера. Деревни превращались в города, фермерство теряло популярность, ведь в век промышленности не время думать о традициях. В культуре все меньше говорили о самураях, зато образ бизнесмена стал более привлекательным. Война поставила под угрозу экономическое развитие, и проигравшая Япония была вынуждена потратить еще целое десятилетие, чтобы восстановиться. Тем не менее, к концу 1950-х годов страна вернулась к прежнему, довоенному состоянию.

Неудивительно, что экономический бум вызвал роптание в массах. Люди, не забывшие пережитое, не хотели равняться на Запад. Поборники традиций кричали о том, что Япония теряет фундаментальные ценности, отказываясь от древней культуры ради финансовых перспектив.1497116219458.jpgТакаши Мураками для Луи Витон. Фото lifestyle.luxusni-bydleni-praha.com

В знак протеста

Культура могла утратить свою многослойность, ее роскошные черты превращались в плоскость. Собственно, superflat стал реакцией на происходящие события. В 1984 году Такаши Мураками переехал в Нью-Йорк и сделал себе имя как представитель течения поп-арт. Он был хорошо знаком с культурой манга и аниме, поэтому решил, каким должен быть культурный протест. К нему присоединились многие японские художники, ведь superflat подарил возможность выражать свои идеи, не отклоняясь от традиционного пути. Суперплоскость признали на мировом уровне. В 2000 году Мураками организовал выставку в Лос-Анджелесе, а в 2011 – в Нью-Йорке.

Одна из наиболее показательных работ Мураками – «Мир сфер». Это символическое изображение японской экономики. Лейблы, такие как Луи Витон, разместились на заднем фоне, как будто напоминая о том, что новомодная культура вытесняет то, что вырабатывалось веками. Образ панды словно снят с рекламных афиш, которыми пестрят улицы Японии. Это то, к чему может прийти культура, отвергающая саму себя.

Читать больше: День Культуры Японии

Еще один пример – «Цветочная суперплоскость». Послание этой картины понятно каждому: Япония становится нацией, как две капли воды похожей на других. Неразличимый цветок в букете, потерявший свои особенности, переставший быть уникальным… Пустые улыбки, одинаковое выражение лиц – здесь плоскость «зашкаливает», а суперплоскость служит предупреждением.167753-8870563-murakami9616_4-2-08.jpgФото glendicrocco.com

Суперплоскость за рубежом

Хоть Мураками и утверждает, что superflat является характерной особенностью японской культуры, западным художникам это направление тоже приглянулось. В особенности тем, кто сочетает высокую и низкую культуру, стрит-арт, графический дизайн и размещает весь этот микс на полотне традиционного изобразительного искусства

Среди самых известных личностей, которые живут за пределами Японии, но работают в этом стиле, – филиппинец Рональд Вентура и художник из Сан-Франциско Барри МакГи. Последнего порой называют «музейным вандалом», ведь он выступает против принятых ценностей общества потребления. Его многочисленные граффити содержат простое послание. Манящий мир роскоши, чей образ не сходит с рекламных постеров, однажды погубит внутренний мир человека. Как видим, все художники мира говорят об одном.01556.jpgАвтор Барри Макги. Фото ourhouseisourworld.wordpress.com

Главное фото fondationlouisvuitton.fr

Вам это будет интересно:
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
Микеланджело Антониони – певец пустыни человеческих душ
Непростой духовный мир людей ХХ столетия стал благодарной темой для многих кинематографистов, но особенное место в ее разработке принадлежит Антониони. Режиссер завоевал мировую славу фильмами, изобразившими внутренний мир современника, его одиночество, некоммуникабельность (ключевое для творчества мастера).
Животные в городе – когда люди с природой в ладу
Многих горожан раздражают кошки, собаки и даже голуби на улицах, а попытки зоозащитников уберечь их от нападок людей и голода, к сожалению, не всегда эффективны. Но есть в мире прекрасные города, в которых люди отлично уживаются с оленями, павлинами и крупным рогатым скотом…
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Нихонгами: Пучок как признак статуса
Нихонгами – это своеобразный способ укладки волос в японской традиции. Интересно, что в Стране восходящего солнца прически контролировались законом и служили неким дресс-кодом для девушек разных сословий и социального статуса. Поэтому каждому «классу» строго соответствует определенная одежда и убранство волос...
МногоМЕТРОвые красоты
Жители больших городов ежедневно используют метрополитен в качестве транспорта. К сожалению, в стремительном ритме современной жизни мало кто может позволить себе наслаждаться дизайном подземок. OUTLOOK не научился останавливать время, однако мы смогли подобрать для вас пятнадцать наиболее удивительных станций со всего мира.
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти.
Дом, который построил… Необычное жилье
«Халабуды» на деревьях, землянки, тайники – что мы только не строили в детстве. К сожалению, когда взрослеешь, фантазия уходит, и большинство из нас теперь живет в неудобных серых «коробках». Однако есть люди, которые самостоятельно создали жилье своей мечты.
Посол Елена Летисия Тереса Микусински провела дипломатический прием, почетным гостем стал всемирно известный аргентинский певец Джеронимо Рауч
Колонный зал КГГА 11 июня принимал гостей Посольства Аргентинской Республики в Украине по случаю национального праздника. Чрезвычайные и Полномочные Послы, представители правительства и государственных органов, партнеры посольства, бизнес сообщество и СМИ выстроились в длинную очередь, чтобы поздравить руководителя иностранного дипломатического учреждения и выразить свои поздравления дружественное Аргентине.
Присядем?
Гуляя по киевской Пейзажной аллее, всегда замечаешь удивительные скамейки, созданные украинскими мастерами. Моя любимая – с пледом и подушкой, ведь она кажется уютной даже в ненастную погоду. Сидя на ней, я вспомнил картину из детства: бабушки выносят из дома длинную доску, кладут ее одним концом на пенек, другим – на перила подъезда, и получается лавочка. Чем не дизайнерское чудо?
Искусство топиария
Когда я, ещё маленькая девочка, первый раз провела рукой по стриженому кустарнику, мою ладонь царапнули острые края веток, а в нос ударил стойкий аромат туи. Завороженная, я долго не могла оторвать взгляд от конусов, шаров и квадратов, что окружили меня в парке небольшого курортного городка. Мне казалось, я попала в cказку и среди листьев обязательно рассмотрю улыбку Чеширского Кота.
Маленькие любимцы больших городов
Немцы заводят не только немецких овчарок, а в Бостоне можно увидеть не только бостонских терьеров. Люди выбирают собак, опираясь на личные предпочтения. Но иногда местные уж слишком тяготеют к определенной породе, и это становится особенностью тех мест. Сегодня попробуем разобраться, что способствуют этому: условия природы, мода или менталитет?
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Мы там были: Япония – тонкости токийской жизни
Редкий турист доберется до дальней Японии. Но у Марины Белки, дизайнера одежды, это получилось, ведь загадочная Страна Восходящего Солнца была ее детской мечтой. Она поделилась с нами впечатлениями от Токио и дала будущим туристам практичные советы.
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Кагосима: Город с репутацией камикадзе
«Стройте дом у подножия вулкана!» - восклицал Ницше в пророческом экстазе. Мрачный пафос философа едва был бы понятен жителям японского города Кагосима, расположенного на дне кальдеры Айра, возникшей в результате взрыва около 22 тыс. лет назад.
Бельгийское кружево: Вальс тысячи нитей
При виде фламандского кружева трудно отделаться от мысли, что дивные цветы, ловко вплетенные в венок узора, рождены россыпью искр, сорвавшихся с волшебной палочки. На изнанке красоты остаются труды и дни неприкаянных девушек, похищенные у жизни лабиринтом ажурных петель.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Закрыть
Outlook facebook page