Fashion-экспансия: интервью с молодыми украинскими дизайнерами
Лера Лещева (бренд Lera Leshchova)
• Дебютная коллекция была представлена в рамках программы New Wave на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days F/W 2012.
• В 16 лет работала с Михаилом Ворониным над созданием коллекции платьев.
• На Парижской неделе моды дизайнер в составе шоукейса Mercedes-Benz Kiev Fashion Days презентовала коллекцию в шоу-руме Fashion Scout Paris. Отмечена премией Vogue «Design It».
Яна Чаплыгина (бренд YANA CHAPLYGINA)
• Выпустила 4 коллекции. Первая, Dark Flower, была представлена на малом подиуме F/W 2012, lookbook и fashion film для нее были сняты в Лондоне.
• В 2013 году выиграла конкурс за разработку дизайна для Ugg Australia.
• Участница конкурсов молодых дизайнеров Bazaar Fashion Forward, Mango Fashion Forward.
— Какие подводные камни поджидают молодых дизайнеров, если они решаются попробовать продвигать себя и свой продукт за границей?
Яна: Первое, к чему вы должны быть готовы, – это к постоянному труду и конкуренции. За рубежом большое количество молодых талантливых дизайнеров имеют основательный фундамент знаний и опыта, который они почерпнули за время практики у признанных мастеров в индустрии моды. Но это ни в коем случае не означает, что мы неконкурентоспособны. Самое главное – упорство, работа, движение вперед без остановок и, конечно, поиск и преданность своему стилю.
Для того, чтобы показать коллекцию за границей, молодому дизайнеру можно начать с фэшн-платформы Fashion Scout. Так когда-то стартовали известные бренды David Koma, Felder Felder. Эта возможность открыта и для украинских творцов моды. Заявку на участие можно подать через Mercedes-Benz Kiev Fashion Days или самому, напрямую в Fashion Scout London или Fashion Scout Paris. При этом нужно иметь определенную финансовую базу или спонсорскую поддержку, так как все это очень затратно, и учитывать, что будет проводиться отбор компетентной комиссией.
Существует множество конкурсов для молодых дизайнеров, главное – интересоваться и искать. Также можно продвигать свой бренд за рубежом, участвуя в выставках, которые проходят несколько раз в год и направлены на поиск байеров и осуществление продаж.
Лера: Мировой опыт показывает, что можно вложить 50 миллионов в раскрутку и прогореть, а можно с нуля, при минимальном капитале, создать бренд с миллиардным оборотом. Если вы решили сделать популярной свою марку, да еще и выйти с ней на иностранные рынки, то в первую очередь стоит показывать коллекции из сезона в сезон, регулярно участвовать в выставках, трейд-шоу и, главное, – не изменять собственному почерку, который и есть залогом ликвидности вашего бизнеса. Существует негласное правило: прежде чем начать сотрудничать с дизайнером, байеры присматриваются к стабильности его работы на протяжении трех-пяти сезонов. Затраты на выставки и показы за границей несравнимо больше, чем в Украине, поэтому практически никто из моих молодых коллег, увы, не способен оплатить и выдержать сезонность. К тому же себестоимость одежды в нашей стране чрезмерно высока. Как результат, чтобы предложить байерам адекватные их бизнес-реалиям цены, дизайнеру нередко приходится оставаться без прибыли.
— Если сравнить организацию показа в Украине и за рубежом, где сложнее провести все на должном уровне, более затратно как в моральном, так и в материальном плане?
Лера: Стоимость проведения показа за границей и у нас просто несопоставима. Как вы понимаете, в первом случае она в разы выше. Политическая нестабильность в Украине, несомненно, негативно отразилась на отечественном fashion-бизнесе. Насчет морального аспекта, то, например, в Париже и Лондоне, где у меня состоялся показ, я практически везде встречала живой, неподдельный интерес людей к нашей стране и к украинским дизайнерам, которые, несмотря на всю сложность ситуации, не опускают рук и продолжают творить. В Париже даже был организован прием под патронатом Vogue USA и конгломерата LVMH в поддержку наших дизайнеров, который посетила самая влиятельная женщина в мире моды – Анна Винтур, а также редакции американского и британского Vogue в полном составе, i-D, Vogue Brazil, WWD, Vogue.co.uk, байеры NET-A-PORTER.COM, colette Paris, Kabuki и даже Патрик Демаршелье.
Яна: За рубежом организация показов, конечно, на более высоком уровне, там все четко и продумано, но мы тоже постепенно продвигаемся в этом направлении. Проведение показа – по умолчанию очень затратное мероприятие, и любой дизайнер должен быть к этому готов. С моральной стороны, это всегда переживание и стресс. Это естественно. Когда я принимала участие в Kiev Fashion Scout, мне очень сильно помогали основатель Vauxhall Fashion Scout Мартин Робертс и профессор London College of Fashion Тони Гленвилл. Мартин постоянно интересовался, была ли успешной примерка перед показом, успеваем ли мы с make up, и даже выстраивал в ряд обувь для моделей. А Тони поддерживал меня психологически на бэкстейдже прямо перед моим показом Volcano.
— Лилия Пустовит в своем интервью как-то рассказывала, что в самом начале ее спасал только голый энтузиазм и множество попыток: «Одалживаешь деньги, упаковываешь в два чемодана свою коллекцию и ездишь с ней на все возможные конкурсы молодых дизайнеров». Изменилась ли ситуация сейчас и появились ли какие-то новые перспективы для тех, кто только стартует в фешн-сфере?
Яна: Да, голый энтузиазм – это чистая правда. Сначала ты ничего не зарабатываешь, просто вкладываешь деньги. Первые продажи стают индикатором того, что все не зря, надо двигаться вперед, учиться на своих ошибках и анализировать.
Участие в конкурсах – шанс попасть на месяц практики к дизайнеру с мировым именем. Это даст возможность увидеть, как работают профессионалы, понять общую систему управления домом моды или даже выиграть призовой фонд для начального развития своей марки. Такие конкурсы есть и за рубежом, и в Украине.
Лера: Не могу не согласиться с Пустовит. На этапе становления все держится только на вере в свое дело и трудоспособности. Наверное, так будет всегда. Техника и признание – дело наживное, но очень кропотливое и затратное по времени. Успех в нашей сфере также во многом зависит от средств, вложенных в имя, однако это не гарантирует окупаемость инвестиций. Каждый известный бренд представляет собой коктейль из дизайнерского таланта, твоего уникального запоминающегося стиля, работы целой команды профессионалов в швейной индустрии, сфере маркетинга и пиара. Личное обаяние, коммуникабельность, везение – тоже немаловажны.