RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Призрачная кисть госпожи Хокусай

Призрачная кисть госпожи Хокусай

Эксцентричный старец Кацусика Хокусай был настоящей звездой эпохи Эдо, творческим гением и зверским должником половины города. Он имел не менее 30 псевдонимов, поменял 93 дома и создал множество гравюр, рисунков и картин. Его известная «Большая волна в Канагаве» завораживает.

Но мало кто знает, что эту ксилографию, как и многие другие работы, Хокусаю помогала создавать дочь – затерянная во времени и огромной тени «безумного живописью» отца художница Кацусика Ой. 

Женщина, окутанная тайной

Неуловимая японка оставила после себя больше вопросов, чем ответов. Насколько много известно о жизни «Леонардо Востока», настолько же мало о его протеже и главной помощнице. Даже дата рождения обсуждается. Хотя большинство ученых все-таки сошлись на том, что случилось это событие около 1800 года. Где, когда именно? Неизвестно. Но тот факт, что Ой была не менее эксцентрична, чем отец, остается вне всяких сомнений. Она любила наблюдать пожары, пить сакэ и с удовольствием курила трубку (кстати, из-за сего пристрастия даже как-то испортила новую картину, неосторожно сбросив на нее пепел). К тому же, кроме таланта к изобразительному искусству, художница унаследовала строптивый характер и полное отсутствие интереса к домашнему хозяйству. Мягко говоря, необычные характеристики для девушки Эдо. Не так ли?

Лет в двадцать Кацусика вышла замуж. Ее избранник Минамизава Томей был владельцем магазина, торгующего маслами для волос, и тоже интересовался живописью. Вместе они постигали укие-э у Цуцуми Торин. Но, как бы то ни было, долго счастливый союз не длился. Ой постоянно жестко высмеивала художественные навыки мужа и в конце концов с ним развелась, вернувшись к прежней своей жизни. Цуюки Ицу, поздний ученик Хокусая, упоминал, что Кацусика никогда больше не вступала в брак и вообще хотела стать просветленной женщиной.

Фото images.metmuseum.or

Последующие годы отец с дочерью трудились вместе. Они проводили дни за рисованием, никогда не убирались и не готовили, покупая еду в киосках и постепенно превращая место своего обитания в свалку. Около 1842 - 43 года один из учеников Хокусая создал эскиз их студии. Изображен был сам мастер и Ой с курительной трубкой. Это, пожалуй, единственный существующий ее портрет.

Так же загадочна, как и рождение, смерть художницы. Где, как, когда это случилось – неизвестно. Можно разве что предполагать. Некоторые источники называют 1866 год – через 17 лет после кончины Хокусая, некоторые – 1857. Ведь, похоронив отца, Кацусика переехала и первое время жила затворницей то ли в Асакусе, то ли в Аояме (окрестности Эдо). А потом путешествовала по стране, где-то там и найдя вечное пристанище.

Более того, тайной окутана не только жизнь необычной женщины, но даже само ее имя. Стоит начать с того, что «Ой» – псевдоним, которым она подписывала работы. Существует несколько версий его значения, и наиболее забавная из них гласит, что «Oi, oi!» (японский эквивалент «эй, ты») – это восклицание, которым Хокусай постоянно подзывал дочь. Насчет настоящего имени художницы также ничего не ясно. Одни источники твердят, что ее звали Омэй, другие – Оэй.

Игра теней

Вместе с отцом Ой работала почти четверть века, рисуя «образы изменчивого мира» и посещая различные мероприятия. Хокусай даже был убежден, что она куда более талантлива в изображении женщин, чем он. Видимо, поэтому Кацусика часто помогала ему писать портреты бидзин-га, раскрашивала «весенние картинки» (гравюры эротического характера) и даже создала некоторые из его известнейших произведений. Например, «Старый тигр на снегу». Изящный зверь, призрачные снежинки и неописуемая легкость во всем… На момент написания картины Хокусаю было больше 80-ти лет, он страдал частичным параличом и едва ли был способен на такую деликатность линий и невесомость изображения. А вот стиль Ой славился именно этим. Не удивительно, что многие издатели, размещая заказ, охотно принимали работы обоих художников. Иногда специально предпочитали «сердитой кисти» отца мягкий стиль дочери. Тем не менее, конечный продукт неизбежно подписывался брендом, который лучше продавался на рынке – «Хокусай». Может, это и объясняет удивительный дефицит работ с ее подписью? Всего две книги иллюстраций и 10 картин. Но каких! Наиболее известные работы «Ночная сцена в Есивара» и «Красавица любуется цветением вишни в ночи» неимоверно притягательны. Игра теней, световые эффекты делают их живыми, дышащими, таинственными, нетрадиционными – как сама художница.

Фото tehne.com

«Ночная сцена в Йосивара» изображает людей, рассматривающих сквозь решетку куртизанок в районе удовольствий. Там, где японские укие-э художники представляют ночные композиции ярко, как днем, Ой вводит светотень и перспективу, делая их более реальными. В то же время «Красавица любуется цветением вишни в ночи» не менее новаторская и более чувственная картина. Фонари освещают лицо и кимоно женщины, вокруг нее виднеются силуэты сосен и вишни, а небо усыпано звездами. Что интересно, изображены они не в виде белых точек или кругов (как это было характерно в то время), а имеют синие и красные пигменты.

Некоторые работы художницы сейчас находятся в музеях за пределами Японии. Бостонская гравюра «Три женщины играют на музыкальных инструментах» выполнена на шелке. Она изображает куртизанку, гейшу и горожанку, которые играют на кото, сямисэне и кокю соответственно. А главный персонаж картины из Кливлендского музея – древний китайский генерал Гуань Юй. Он позволил пустить себе кровь, чтобы избежать распространения яда от стрелы врага по телу. При этом военачальник с серьезным лицом решительно играет в го. Эта картина во многом может похвастаться тем же вниманием к светотени, что и лучшие работы Оэй.

Фото tehne.com

К сожалению, мир искусства полон незаслуженно забытых мастеров. И госпожа Хокусай чуть ли не самое яркое сокровище из этого ларца. Она была особенной, действительно необычной женщиной. Тем более для эпохи Токугава. Ее экцентричность, странные увлечения и отвлеченность от всего, что не касается творчества – удивляют. Время не пощадило художницу. Но даже то небольшое количество подписанных работ, существующее на сегодня, позволяет судить о ее незаурядном таланте и смелости. А если внимательно приглядеться, то кто его знает… Может, мы даже не догадываемся, какой на самом деле большой вклад призрачной кисти Ой в наследие ее отца.

Заглавное фото oboi-colibri.ru

Вам это будет интересно:
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Все большое начинается с малого: Арт-проекты энтузиастов
Многие места, известные сегодня на весь мир, были созданы горсткой энтузиастов без денег и посторонней помощи. Эти люди жили идеями и делали все, чтобы воплотить их в реальность. Датой появления стрит-арта считается 1942 год, тогда некий работник детройтской фабрики по фамилии Килрой начал писать фразу «Kilroy was here»...
Тени в раю: Как современное искусство удивляет любителей оригинального
Грань между тенью и светом так же контрастна, как между сном и явью. Поэтому художники используют обе вещи, чтоб достигнуть баланса в картине. Пейзажи, портреты, натюрморты… ничто не обходится без борьбы противоположностей. Однако есть особо хитрые мастера своего дела, которым свет не нужен. Достаточно одной тени.
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта? Суть постановки не сводится к музыкальному представлению...
Искусство Патрика Кабрала: бумага как символ хрупкости мира
Независимый художник родом из Филиппин Патрик Кабрал завоёвывает мир своими необычными арт-работами. Его творения – это новаторство, сочетающее в себе вековые традиции каллиграфии и суперсовременные 3D-технологии. Его искусство - способ изменить мир к лучшему как посредством эстетики...
Не только в центре интересно. Спальные районы мира
Мало какой путешественник во время своих странствий выбирается куда-то дальше центра города. Если же «дислокация» еще и мегаполис, то такие поездки точно откладываются «до лучших времен». А зря, ведь именно в спальных районах можно посмотреть на незнакомую страну глазами ее жителей, что куда познавательнее экскурсий «галопам» по замкам и площадям.
Рисовые поля: Злаки неземной красоты
– Не хотите отведать риса? – таким вопросом встречают гостей в Китае. А если хозяева окажутся еще и фермерами, они могут пригласить вас на необычную экскурсию и покажут шедевр природного искусства. Злак, который мы часто употребляем в пищу, не задумываясь о его эстетике, в момент выращивания напоминает одеяло, сотканное из разноцветных лоскутов…
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Вкусная Япония: попробовать страну на зуб
Мороженое со вкусом конины, маринованные насекомые, рыба со смертельным ядом – японской кухне есть чем удивлять, поражать и шокировать. И честно говоря, перечисление этих блюд абсолютно не всегда способствует аппетиту. Но мы не гонимся за экзотикой. Истинный гастротуризм - это попытка понять менталитет...
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
В ритме сердца. Японские барабаны тайко
Его звуки проникают в самое сердце, останавливают поток мыслей и заставляют кровь двигаться в каком-то магическом ритме. Это раскат грома. Это мурашки по телу. Это – тайко. Японские барабаны на их родине возведены в ранг культа. Без них не обходится ни одно официальное мероприятие, их игра услаждает слух во время радости и помогает пережить печаль.
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Искусство тату: завораживающая магия нательных рисунков
История этого искусства насчитывает около 6 тысяч лет. Примечательно, что своим рождением модное нынче ремесло обязано случаю… Однажды кто-то из первобытных людей заметил, что после того, как на места ожогов и порезов попадает любой натуральный краситель, на коже появляются очень стойкие рисунки...
Кагосима: Город с репутацией камикадзе
«Стройте дом у подножия вулкана!» - восклицал Ницше в пророческом экстазе. Мрачный пафос философа едва был бы понятен жителям японского города Кагосима, расположенного на дне кальдеры Айра, возникшей в результате взрыва около 22 тыс. лет назад.
Сделано в Швеции: далекарлийская лошадка
С тех пор, как крылатые кони валькирий навеки унеслись в Вальхаллу, на страже традиций викингов стоит далекарлийская лошадка – расписная народная игрушка, впервые упомянутая в хрониках XVII века.Она служит настоящим талисманом Швеции, спасая от забвения старинные предания и верования!
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 4
Елена Расенко завершает цикл материалов об удивительной стране Восходящего солнца - Японии. И в этой части она рассказывает читателям о своей поездке в Йокосуку, небольшой город-порт, находящийся недалеко от Токио...
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 3. "Дух самурая"
Если верить кинематографу, то типичный самурай предстает перед нами как суровый, молчаливый и даже немного нелюдимый человек-воин. Но этот образ на поверку никак не совпадает с действительностью… Елена Расенко предлагает вам убедиться в этом самим, пообщавшись с настоящим самураем и даже побывав в баре, где cобираются камикадзе.
Отчаянный футуризм: Япония. Часть 2. “Рыбный день”
Представить японца, который не ест рыбу, так же трудно, как и шотландца, не пьющего виски. Елена Расенко расскажет, где потомки самураев приобретают морские деликатесы к столу.
Закрыть
Outlook facebook page