Ланкийские маски: проводники в царство духов
...хозяин лавки рассыпается в похвалах вашему вкусу…
Поздравляем: вы только что пригласили в свой дом демона. Появление масок совпадает с расцветом анимизма: населив леса, поля и реки духами, человек был вынужден как-то с ними договариваться. Но как понять, чего хочет не проявленная сущность, лишенная плоти? Полагалось, что по ходу обряда посланники астрала могут вселяться в людей и животных, но поди знай, согласятся ли они уйти подобру-поздорову после того, как отгремят церемониальные тамтамы? От бесплотных гостей можно ожидать любой подлости, поэтому перед камланием шаман надевал маску, предлагая духу вселиться в нее, чтобы обезопасить себя от магического воздействия.Фото c1.staticflickr.com
Искусство вырезания масок зародилось в прибрежных регионах южной части острова. Лучшие мастерские сосредоточены в городке Амбалангода, расположенном между популярными курортами Косгода и Хиккадува. В городе работает музей масок, основанный потомственным мастером Арияпалой. На первом этаже посетителей знакомят с общими принципами кустарного производства масок, хотя некоторые тонкости ремесла по-прежнему не разглашаются и передаются строго от учителя к ученику. На втором этаже хранится богатая коллекция старинных масок и работы современных ремесленников, причем некоторые изделия можно приобрести по весьма умеренной цене.
Для изготовления масок подходит только дерево кадуру, дающее самую легкую древесину в мире. Правильно заготовленное древесное сырье отличается поразительной мягкостью и беспрекословно подчиняется резцу. Некоторое время бревна просушивают на солнце, пока не прекратится выделение млечного сока, а затем распиливают на бруски нужной величины, из которых делаются заготовки для будущих шедевров.Фото contenton.ru
После первичной обработки плашки в течение недели обкуривают дымом, в результате чего дерево приобретает устойчивость к гнили и плесени, а едкий запах отпугивает насекомых-вредителей. Как только древесина прокоптится, можно приступать к вырезанию лица персонажа. Ланкийские умельцы виртуозно прорисовывают тончайшие детали мимики, обходясь минимальным набором инструментов. Стамески, молоток и комплект зубил – вот и все, что требуется для филигранной работы. Даже в захудалой сельской лавчонке не найти двух масок с одинаковым выражением лица – в каждом изделии просматривается живой характер и мощная харизма.
Читайте также: Шри-Ланка: затерянный мир из глубины веков
Многоступенчатая технология росписи по дереву подводит итог созданию волшебного образа. Чтобы краска ложилась аккуратными ровными слоями, древесину тщательно шлифуют и полируют, после чего на поверхность маски наносится грунтовка. Базовыми цветами обычно служат нежные оттенки шафрана и куркумы, а выбор акцентных тонов зависит от вида изделия: религиозные трактаты закрепляют за каждым фольклорным героем уникальную цветовую палитру. Добавление масла дорана усиливает яркость красок и оберегает роспись от жгучих солнечных лучей.Фото srilankaluxurytours.com
В зависимости от назначения ланкийские маски делятся на три категории, следующие различным художественным канонам. Маски Санни с однотонной окраской лица предназначены для врачевания недугов, насланных демонами. Лечение представляет собой колдовской ритуал изгнания духа болезни. Ощутив недомогание, островитянин совершал жертвоприношение под руководством местного шамана и призывал демона, которого изображал человек в маске. Затем кудесник расспрашивал злого духа, зачем он мучит больного, и какой выкуп он хотел бы получить в обмен на согласие оставить страдальца в покое. Как правило, демонам было достаточно хорошего угощения, которое тут же подносили другие участники обряда. Насытившись, дух должен исполнить ритуальный танец и с достоинством удалиться.
Реалистичные маски Колам используются в театрализованных представлениях, заменяя артистам костюмы и грим. По легенде, театральные маски появились на Цейлоне по прихоти жены короля Маха Саммата, возжелавшей увидеть спектакль с ряжеными. Театра в те времена еще не существовало, и никто не знал, как выполнить желание тоскующей королевы. Вняв отчаянным мольбам венценосного супруга, верховный бог Сакра послал во дворец покровителя ремесел Вишвакарму, который обучил царедворцев актерскому мастерству, сочинил сюжет для постановки и вырезал маски для актеров.Фото triptogo.ru
Изготовление масок Ракша требует неукротимой фантазии и безупречной техники обращения с резцом. Химерические чудовища с выпученными глазами и острыми клыками, покрытые сверкающей чешуей, воплощают образы ракшасов – демонических существ, изгнанных со Шри-Ланки царевичем Рамой. Впрочем, островитяне не боятся демонов и охотно принимают их покровительство, украшая стены и двери масками Ракша. К примеру, ракшас по имени Нага, увенчанный королевскими кобрами, притягивает удачу и защищает дом от стихийных бедствий, краж и колдовства. Для успеха в делах следует держать в комнате изображение Гиниджала Ракша – огненного демона с пылающей гривой. Самым сильным оберегом от нечистой силы считается маска духа смерти Мару Ракша, окруженная танцующими павлинами, распустившими хвосты во всю ширину.
Индуизм дружбу с ракшасами не одобряет, но ланкийцы ухитряются угождать и богам, и демонам, предпочитая не ввязываться в эпические битвы добра и зла и тихо радоваться скромным дарам судьбы.
Заглавное фото insightguides.com