Драться, как женщина. Бойцовский клуб летающих чолит
... а в воскресенье, подобрав накрахмаленные юбки, отчаянно ринется в бой без правил. Еще каких-то двадцать лет назад в Боливии можно было схлопотать пощечину, по-свойски назвав чолитой почтенную синьору. Глумливое прозвище уроженок племени аймара, населяющего высокогорные плато Анд, означало примерно то же, что и «вульгарная деревенщина». Индианкам, приезжающим в города на заработки, запрещалось посещать кафе и ездить на такси, а в некоторые кварталы женщины из низших классов входили только по пропускам.
Читайте также: Что они едят: Боливия
Право на образование и свободный выбор профессии индейские девушки получили совсем недавно, да и то под нажимом администрации президента Моралеса, взявшего курс на возрождение культуры аймара. Теперь называться чолитой модно: отныне так именуют бойких гражданок, пропагандирующих традиционный образ жизни и народный костюм, который, впрочем, не имеет ничего общего с наследием инков.Фото ivankphоto.com
Во времена Великого Инки мужчины и женщины одевались примерно одинаково – в просторные туники и шерстяные пледы скромных немарких оттенков. Исторический облик чолиты сформировался уже после Конкисты: завоеватели насильно крестили индианок и заставляли носить европейскую одежду, а неистощимая фантазия народных дизайнеров, интерпретирующих чужеземную моду на свой манер, превратила простонародное испанское платье в красочное произведение фольклора, достойное кисти Фриды Кало.
Читайте также: На подиуме: Испания
Наряжаясь перед выездом в город, крестьянки набрасывали две вышитые шали поверх приталенного бархатного жакета или блузки, украшенной воланами и оборками. Платок поменьше завязывали на груди, а вторым покрывали плечи и спину наподобие плаща-манты, оставляя длинные полы развеваться по ветру. Концы шалей скреплялись крупными золочеными брошками, а в ушах женщины носили массивные серьги-люстры, густо усеянные поддельными самоцветами.Фото іch.tv
Широкая верхняя юбка чолиты, прозванная «цыплятницей», посажена на каркас и скроена в четыре яруса. Нижние складки шьются из тонких полупрозрачных тканей и окрашиваются в светлые оттенки в тон кружевным подъюбникам, кокетливо выглядывающим из-под укороченного подола. Верхние слои юбки, выполненные из яркого искристого муслина, золотистой парчи или тафты с тисненым рисунком, скалывали булавкой или пряжкой. Венчает все это пестрое сверкающее великолепие довольно неожиданная шляпка-котелок, возвышающая невысокую крепко сбитую горянку над шумным людским муравейником.
Фирменный предмет гардероба лондонского клерка достался деревенским модницам по воле случая. В 1920 году некий коммерсант, отчаявшись распродать партию английских котелков, распустил слух, будто бы смешной головной убор из войлока привлекает духов урожая. Уже на следующий день суеверные чолиты смели весь залежавшийся товар и водрузили на головы шляпы, расшитые блестками.Фото wildguanabana.com
Читайте также: Боливия: рассыпалась соль к туристам…
Особым щегольством отличаются чолиты, участвующие в воскресных боях без правил в Ла-Пасе и Эль-Альто. В отличие от борцов-мужчин, которым разрешено сражаться в удобных трико, женщины обязаны выступать в громоздких национальных костюмах, хотя игра идет по-крупному. Лица со ссадинами, выбитые зубы, вывихи, переломы и даже контузии здесь не редкость. Злые языки уверяют, что все бои подставные, а затея с пышными многослойными юбками придумана лишь затем, чтобы спортсменкам было удобнее разбивать заранее припасенные капсулы с кровью, но гибель на ринге не подделаешь – полученные травмы иногда оказываются фатальными. К риску чолиты относятся философски: на миру и смерть красна.Фото риф.nеt
Среди женщин-гладиаторов нет профессиональных спортсменок; тренировки и выступления приходится совмещать с работой и домашними делами, восполняя недостаток техники темпераментом и азартом. Наука – дело наживное: опытные чолиты мастерски выполняют броски и болевые захваты. Для победы все средства хороши – драчуньи распаляют друг друга виртуозной бранью, наваливаясь на противницу всей тяжестью тела, таскают одна другую за косы и не упустят шанса приложить боевую подругу лбом о стену или проволочь физиономией по полу. Кульминация наступает в тот момент, когда кто-то из девиц с залихватским воем проносится в прыжке над ареной, пикируя на незадачливую соперницу с неотвратимостью кондора.Фото x-plоregroup.com
Идея вывести на ринг добропорядочных матрон изначально принадлежала Хуану Мамани из Эль-Альто, в прошлом удачливому борцу, а ныне менеджеру команды «Титаны ринга». Озаботившись падением сборов во время кризиса 2001 года, Хуан решил преподнести публике сюрприз и дал в газету объявление о наборе девушек в группу рестлинга. К удивлению импрессарио, нашлось немало юных особ, жаждущих пробивать дорогу в жизнь кулаками. Сентиментальные сериалы о злоключениях очередной красотки из трущоб, очаровавшей какого-нибудь богатея кротостью нрава, уже не трогают молодежь. Наступает пора новых историй, повествующих о храбрых девушках из бедных семей, которых ринг вывел в люди. За поединок чолита получает от двадцати до тридцати долларов – для Боливии неплохо. Кроме того, скромниц, вознагражденных за смирение, никто толком не видел, а начинающая чолита без труда найдет пример для подражания в соседнем квартале.Фото img.wаshingtonpost.com
В Эль-Альто широко известна команда «Королевы ринга», возглавляемая ученицей Мамани Йоландой Вералус. Устав платить наставнику дань, девушка разорвала ангажемент и основала собственный бойцовский клуб. Воспитанницы Йоланды не боятся вступать в бой с мужчинами, причем мускулистые мачо далеко не всегда выходят из схватки победителями. И кто тут теперь слабый пол?
Заглавное фото clоud.visura.co