Азулежу – история из кафеля
Необычное для славянского уха слово «азулежу», которое скорее похоже на какой-то музыкальный термин, на самом деле по-португальски означает глазурованный кафель. Обычно азулежу – это обожженная и расписанная глиняная плитка, а возникла она от «полированного камешка» – zulaycha или zuleija, которым арабы украшали стены зданий, а потом завезли с собой в Испанию и Португалию. Португальцы же, известные в мире как знаменитые мореплаватели и виноделы, оказались еще и искусными мастерами.Фото liveinternet.ru
Первые образцы кафеля, которые завезли в страну через испанскую Севилью, имели только четыре цвета: белый, желтый, голубой и зеленый. Неровности на поверхности предотвращали смешивание этих красок, а орнаменты были преимущественно лаконично-геометрическими. Творческим и талантливым здешним мастерам показалось этого маловато – мазок за мазком, крошка за крошкой прибавляли они к азулежу жгучее южное солнце, голубое небо, пока производство кафеля не стало настоящей визитной карточкой страны.Фото my-pt.ru
Из Италии позаимствовали технику майолики – нанесение краски на плоскую поверхность, покрытую цинковой поливой, скучноватые геометрические фигуры сменились живыми библейскими и мифическими сюжетами, сценками охоты или мореплавания. Стоит вспомнить одного из первых мастеров азулежу Марсала ди Матуша, который жил еще в XVI столетии. Он и его ученики обеспечили настоящий всплеск популярности кафеля в Португалии, пик производства которого приходится на XVII – XVIII столетия.Фото trekeart.com
Панно на исторические темы и изображения жизни святых, исполнены в сине-белых цветах. Эти произведения, сначала позаимствованные у голландцев, а потом быстро освоенные местными творцами, считали за честь иметь в своих имениях самые зажиточные и известные португальцы. Спрос на азулежу так стремительно рос, что при содействии тогдашнего премьер-министра была открыта первая большая фабрика в городе Рату.Фото redlipsjournal.com
Воодушевленные невероятной красотой художественных произведений из кафеля, священнослужители охотно нанимали мастеров для оформления церквей. В городе Порту, например, можно часами рассматривать гигантское керамическое панно на стенах церкви Игрежаду Карму, где изображены сцены основания ордена кармелитов. Автор панно – Сильвештре Сильвештри. Как будто само небо плеснуло синькой на фасад церкви Санту Илдефонсу, расположенной на площади Баталья в Порту. Почти 11000 плиток азулежу использовал художник Жорже Коласу. Сине-белый кафель оживляет историю с изображением инфанта Энрике – известного также как принц Генрих-Мореплаватель – любимца Португалии, на панно в церкви, где его крестили еще в 1394 году.Фото mafaldajonny.files.wordpress.com
Азулежу в Португалии можно встретить в абсолютно неожиданных местах: на рынке, на вокзале, на фасадах большинства домов, окаменеть от удивления и забыть, зачем сюда пришел и что должен был делать дальше.Фото pinterest.com
Такое историческое и культурное достояние государство не могло оставить незамеченным. В Лиссабоне основан Национальный музей азулежу, который не имеет аналогов нигде в мире. Главная часть экспозиции – это как раз выставка плиток. Азулежу расписывают вручную, поэтому двух одинаковых образцов вы уж точно не встретите. Смесь цветов, сюжетов, техник поражает. От кафеля XV столетия, к которому страшно прикоснуться, чтобы не сдуть пыль истории, до современного, который иногда удивляет техникой исполнения и неожиданными мотивами. Другие экспозиции посвящены изготовлению плитки или же документам, связанным с производством азулежу.Фото ic.pics.livejournal.com
Любопытно, что сам музей, находящийся в церкви Божьей Матери, которая сохранилась еще с XVI столетия, со времени одноименного монастыря. Португальцы верят, что под такой защитой небес национальная гордость страны не исчезнет никогда.
Заглавное фото Plaza de España de Sevilla viajesoceanic.com