Восточная музыка суфиев: Кавали
в которых рассказывали о том, что им доводилось испытывать. Суфии не мыслили своей жизни взаперти, пытаясь преодолеть любые ограничения, будь то узы семьи, пределы одного дома или границы страны. Им надлежало отказываться от комфортных условий, преодолевая тягу к земному. Так кочевой образ жизни стал трактоваться как единственно возможный способ духовного развития, избавления от привязанностей к привычным вещам и людям. Суфии облачались в шерстяную одежду («суфы»), выглядевшую просто и немного грубо, чем-то напоминающие небрежно сотканную власяницу. Откуда мы знаем об этом сейчас? Разумеется, из древних песен, единственной вещи, оставшейся в бренности жизни после того, как ее развеяли по ветру. Один из суфийских поэтов Руми говорил об этом так: «Душа на Земле – в тюрьме, и она будет оставаться там, пока живет на Земле».Фото indiaprwire.com
Суфийские Кавали принято делить на два типа. Один, называемый Ринд, воспевает свободную жизнь «одним днем». Строчка за строчкой суфии говорили о том, что, только остановив бурную деятельность и взглянув на жизнь как она есть, можно почувствовать дух вечности. Эти люди, многие из которых вели духовную жизнь, обращались к народам, предлагая философски отрешенный взгляд на мир. По их мнению, человеку свойственно жить или воспоминаниями прошлого, или планами будущего, что мешает им наслаждаться жизнью, которая протекает в настоящем. Последователи направления Ринд допускали возможность кратковременных развлечений, главным критерием было получение наивысшего удовольствия здесь и сейчас. Однако такая философия жестко критиковалась другим течением – Салик. Это слово в переводе означало «идущий по мистическому пути». Странники и искатели духовности следовали путем отречения от земных благ, выступали за некий аскетизм в жизни, отказ от роскоши и плотских удовольствий. Они исполняли божественные обеты и ритуалы, называемые одним словом «радение», под аккомпанемент музыкальных инструментов, ведущая роль среди которых принадлежала флейте нэя.
Прежде чем стать суфием, певец должен был пройти особое обучение, которое по своей сложности сравнимо с современным университетским образованием. Суфию предстояло в совершенстве овладеть знаниями теоретической философии, быть осведомленным в нюансах различных культур, а также владеть несколькими языками (арабским, персидским и урду). Кстати, чтобы подтвердить знание языков, суфий сдавал огромный экзамен, декламируя более пятисот стихотворений.Фото pinterest.de
В среде суфиев песни Кавали считались духовной практикой, ведь в их текстах встречались упоминания о том или ином промежутке земного пути, который совершает человек, пожелавший познать свой внутренний мир. А именно, Кавали повествуют о необходимости покаяния (тауба), воздержания (вара), отказа от материальных ресурсов (зухд), упования на Божью справедливость (таваккул), смиренного преодоления нищеты (факр), терпения (сабр) и вознесения благодарности не только за блага, но и за испытания (шукр).
Среди древнейших представителей суфийского течения в истории осталось имя Джалалладина Руми (XIII век). Руми был предводителем духовного ордена дервишей, в своих стихах проповедуя принципы человеческого равенства независимо от социального положения и материального статуса. Одно из самых известных литературных произведений Руми под названием «Диван» объединил восточные жанры – касыды, газели и рубаи. В своих песнопениях Руми советовал следовать дорогой суфиев. Что за награда ожидает послушных последователей? Исполнители Кавали говорили о душевной гармонии, под которой подразумевали сочетание Божественного присутствия, любви, умиротворения, надежды, страсти, доверия, покоя и, наконец, глубокой уверенности в собственных силах.
В каждом стихотворении, которое суфии облекали в музыкальные ритмы, звучала любовь. Однако обращения к Возлюбленному не подразумевало признания, адресованного конкретному человеку. Таким образом суфии обращались к высшим силам, призывая добро в общество, потому что они верили, что вражда и ненависть происходят от отсутствия любви и мудрости в человеке. Об этом символически пел Руми в Кавали, рассказывающем о том, как четыре друга решили купить виноград. Правда, эти люди происходили из разных стран, где этот плод назывался по-разному – «ангур», «узум», «стафиль» и «айнаб». Не желая слышать доводы друг друга, друзья всерьез поссорились. Конечно, на самом деле это притча не о глуповатых дружках, которые не смогли найти общий язык в таком простом вопросе, а о политических и религиозных трениях в различных странах, где каждое государство желает блюсти только собственные интересы, не думая о других национальностях. Поэтому в конце Кавали Руми утверждает: «Тогда бы вмиг закончилась война: / Слова различны – суть у них одна, / Но может только истинный мудрец / Нелепым спорам положить конец!»Фото unikaz.asia
Руми основал братство странствующих и танцующих дервишей, тем самым дав начало суфийской традиции зажигательно танцевать под живую музыку. Впрочем, танец в песенном обряде Кавали имел особые правила: он должен был представлять собой кружение с постепенным подъемом рук к небу, что символизировало молитву человека. Дервиши представали перед невольными зрителями религиозного представления, одетые в колпаки и черные накидки. Во время танцев последние падали на землю, и дервиши оставались в белом облачении. При этом черный цвет считался символом смерти, а белый – последующим за физической гибелью воскрешением души. Соединение танца и мелодий суфии считали самым действенным средством очищения эмоций, ведь музыка содержит самое искреннее и неподкупное обращение к сердцу человека.
Заглавное фото travelcalendar.ru