Божественный мугам: музыка Азербайджана
…Бог и дьявол поспорили, чьи последователи окажутся сильнее. Ангельски прекрасный Джебраил, которому были неведомы злые помыслы, прилетает в далекое царство. Ему следовало пройти особое испытание веры. Поэтому он взял с собой в путь пророка Мухаммеда. Приблизившись к воротам царства, ангел постучал и услышал вопрос: «Кто ты?» Он знал, что по ту сторону могут жить представители темных сил, поэтому ответил: «Ты – это ты, а я – это я». Вмиг его крылья охватил безжалостный огонь, и ангел упал на землю. Не понимая причины падения, он собрался с силами, набрал скорость и вновь оказался возле злополучных ворот. Семь раз его спрашивали, кто он, и каждый раз он настаивал на собственной принадлежности к ангельскому началу. Семь раз ангел разбивался о землю. Таков сюжет мугама, древнего азербайджанского напева. Вокалист, исполняющий легенду нараспев, приходит к выводу: когда звучит музыка души, слушатель становится единым с музыкантом. Больше нет деления на «свое» и «чужое», «светлое» и «темное»; грань между «тобой» и «мной» стерта. Мир теряет двойственность и обретает абсолютный идеал. Лишь тот ангел сможет пройти испытание, кто потеряет ограниченную личность в безграничной музыке.Фото caspiannews.com
Говорят, мугаму присуще божественное начало. Это подтверждается в многочисленных легендах, которые оставили след в теории музыки. Традиционно сольный и инструментальный мугам делится на следующие стили. Симаи Шамс обладает энергией бога Солнца, он яркий и испепеляющий, как сопутствующее ему божество. Мугам Мардука грозный, как оружие бога грома и молнии, против силы его исполнения не устоит даже самый искушенный слушатель. А вот мелодии мугама Баяты Гаджар принадлежат аристократическому тюркскому роду. Кажется, благородство и великодушие у этого музыкального жанра в крови.
Azerbaijan symphonic mugam from Liepaja Symphony Orchestra on Vimeo.
Хотя историки уверяют, что мугам появился в Средние Века, некоторые артефакты указывают на более древнее происхождение. К примеру, в одном из старейших молитвенных домов (который давно превратился в руины) на стенах записаны строфы из мугама. Говорят, что Зиггурат (так называется здание) появился на заре цивилизации, значит, и музыка, вонзившаяся в его стены, сопровождала молитвы древних мудрецов. А, может быть, они нараспев произносили речитатив, который впоследствии стал называться мугамом: «Море огня полностью бушует везде со страшным треском». Так или иначе, певцы, исполнявшие мугам, более известны под именем ханенде.
Читайте также: Заклинатели: как заставить змею танцевать
Существовали школы исполнителей, и каждая отличалась своенравным отношением к музыке. Баку, Шамаха, Нахичвань, Шуша слышали первые робкие исполнения мугама. В этих окрестностях певцы ханенде изучали философскую базу, которая лежит в основе азербайджанской вокальной традиции. Разбирались с различными жанрами, на которые делится мугам, проводили связь с планетами и размышляли о космическом влиянии на судьбу человека. Каждый стиль был посвящен определенному качеству, которое воплощалось в планетарном облике. Например, нежный жанр нава относился к Луне, буселик тяготел к мужской энергии Меркурия, страстный раст посвящался любвеобильной Венере, запоминающийся араг обращался к Солнцу. Воинственный ушшаг воспевал Марс, щедрый на гармонические решения зирефкенд традиционно исполнялся во славу Юпитеру, а противоречивый рахави – Сатурну.Фото fr.wikipedia.org
Определившись с контекстуальным наполнением, музыканты выбирали инструменты. Некоторым приходилось по душе трио, состоящее из тара, кяманчи и дефа. Другие делали выбор в пользу громогласного оркестра. А кому-то казалось уместным подключать струнные (а именно уд, тар, саз и джам) с редкими вкраплениями духового инструмента зил.
Мугамы часто посвящены сверхъестественным силам природы или стихиям. Например, в одном из мугамов описано извержение вулкана: «Вершина горы выбрасывает лаву с пеплом, причина катастрофы в ее фундаменте. Эте Эл стонет от разрыва, который Мардук считает необходимым». В этих строчках есть намек на божий гнев: Мардук недоволен существующим положением дел, поэтому люди должны поплатиться за свои деяния, пережив катастрофу. Мифологический взгляд на жизнь свойственен старинной поэзии, и азербайджанская культура не стала исключением.Фото img.day.az
Мугам традиционно передавался от учителя к ученику. Тексты песен не записывали, каждый имел возможность добавлять что-то свое. Ханенде создавали художественные образы, рисуя картины фантасмагорий: «удушающая густая пыль, земля и камни в виде огненных шаров, творящих огненную лаву», «облака пыли, затем огненные камни и земли бьют фонтаном из-под земли. Начинается огненная река». Для того чтобы добиться необходимого эффекта, исполнитель брал самые высокие ноты, на которые был способен. Благодаря прекрасному исполнению лирики катастрофы, о которых шла речь в мугамах, казались не такими страшными.
ЮНЕСКО внесла уникальный музыкальный стиль Азербайджана в список шедевров нематериального наследия, особенно подчеркнув, что мугам необыкновенно ценен для культуры человечества.
Заглавное фото dlmn.info