regia di Federico Fellini
В конце 80-х годов ХХ века знаменитый итальянский режиссер Федерико Феллини катал по Риму своего друга и коллегу Сергея Бондарчука. Им обоим было уже под 70, и лучшие работы остались в прошлом. Остановившись у одного из кинотеатров, итальянец увидел огромную толпу, которая ждала очередной голливудский блокбастер. В тот момент он прошептал, что его зритель умер…
Сейчас тяжело сказать, считался ли бы Феллини гением при жизни, если бы он работал в наше время. Все-таки, мир меняется, а вместе с ним и зритель. Если еще лет 20-30 назад в кино ходили в основном образованные люди, которые искали там духовную ценность, то сейчас (и это доказано статистикой) «бокс-офисы» фильмам делают подростки, а им интереснее целовать одноклассниц под хруст попкорна и мерцание спецэффектов.
Тем не менее настоящее искусство как раз и ценно тем, что своих поклонников оно найдет в любую эпоху. И пусть сегодня Федерико Феллини не так популярен, как Квентин Тарантино или Кристофер Нолан, а его работы можно посмотреть либо в интернете в разделе со страшным названием «Арт-хаус», либо на редкой ретроспективе, многие режиссеры говорили и продолжают говорить, что без влияния Маэстро не было бы и их работ.
Эмира Кустурицу киноведы и зрители даже нарекли «балканским Феллини». В его фильмах видно не столько подражание, сколько схожесть режиссуры двух мастеров. Югослав тоже любит масштабные сцены-хороводы с внутрикадровым монтажом. Смерть, похороны, война – все эти темы Кустурица трагикомично обыгрывает со средиземноморской неторопливостью, которая свойственна и картинам итальянца. Кстати, сам Эмир не скрывает, что обожает Феллини. Его любимый фильм – «Амаркорд» 1973 года.
Еще один самородок, только из США, Дэвид Линч называет коллегу из солнечной Италии своим учителем. Наверное, неслучайно они даже родились в один день – 20 января. На первый взгляд может показаться, будто у автора «Твин Пикса» и «Дюны» нет ничего общего с Феллини, но это не так. Гротеск, с которым американец вонзается в любую тему, будь то мистика или детектив, явно оттуда, из итальянского неореализма 60-х. А один из любимых приемов Линча – добавление снов и сюрреалистических элементов – чем не «уроки режиссуры от Федерико»? По словам Дэвида, он буквально «засмотрел до дыр» «Дорогу» Феллини 1954 года.
Нельзя обойти стороной и автора гангстерских лент Мартина Скорсезе, который также черпал вдохновение в работах своего соотечественника. Первый серьезный успех режиссера – фильм «Злые улицы» – чуть ли не вольная трактовка его любимых «Маменькиных сынков» 1953 года. И пусть Федерико не так часто обращался к криминальной тематике, почти во всех бандитах и полицейских из картин Скорсезе есть феллиниевские эмоциональность, неловкие рефлексии и уважение к семье, несмотря ни на что.
Однако не только западные кинематографисты ценят творчество итальянца. Тарковский, Параджанов, Данелия также восхищались работами Феллини и даже дружили с ним. А Никита Михалков считает фильм «Восемь с половиной» гениально запечатленным образом Художника во время кризиса. «Царь всея русской кинематографии» советует смотреть эту картину всем молодым киношникам.
Украинских авторов Маэстро тоже задел. По словам главного контркультурного режиссера Александра Шапиро, Феллини – это человек-лаборатория, вся жизнь которого была подчинена только кино, и он им не просто жил, но и пытался решить любые проблемы. В этом итальянца можно сравнить с Набоковым. Больше всего Шапиро нравится «Город женщин» 1980 года. Другой наш кинематографист, создатель «крепких» боевиков Богдан Дробязко, очень любит «Казанову Федерико Феллини» 1976 года.
Наверное, Феллини как автор не может нравиться всем. Но и отрицать его влияние на развитие кино – глупо, ведь практически в любой версии 10 или даже 5 «самых-самых» фильмов всех времен и народов обязательно окажется хотя бы одна его работа. И если сегодня, глядя на сцену из Феллини, кто-то скажет: «Я это уже видел в другом фильме», – скорее всего, режиссер того самого «другого фильма» тоже это видел – у Федерико Феллини.
Фото из открытых источников